Несмотря на многочисленные исследования и практические шаги, направленные на снижение частоты венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО), включающие в себя венозный тромбоз (ВТ) и тромбоэмболию легочной артерии (ТЭЛА), их частота развития остается высокой и составляет 1–2 случая на 1000 населения в год [4, 8, 9, 11].
Отечественные и зарубежные протоколы ведения пациентов с ВТЭО регламентируют обязательное назначение антикоагулянтной терапии [1, 7]. На протяжении многих лет единственными препаратами для продленной терапии ВТЭО являлись антагонисты витамина К (АВК), среди которых наибольшее распространение получил варфарин. Важнейшей проблемой применения АВК является необходимость постоянного лабораторного мониторинга степени гипокоагуляции, индивидуального подбора и коррекции дозы препарата, поддержание МНО в терапевтическом диапазоне.
Последние годы ознаменовались появлением более удобных и простых в применении препаратов с фиксированными дозировками – новых оральных антикоагулянтов (НОАК) [13]. Одним из представителей данной группы является препарат ривароксабан, прямой оральный ингибитор Ха фактора свертывания, который в декабре 2011 г. был разрешен к применению для лечения ВТЭО в Евросоюзе, в 2012 г. вошел в 9-ю редакцию гайдлайна АССР (American College of Chest Physicians) [7], а 19 августа 2013 г. одобрен в России для лечения венозных тромбоэмболий и внесен во вторую редакцию «Российских клинических рекомендаций по диагностике, лечению и профилактике венозных тромбоэмболических осложнений» [1].
Рандомизированное клиническое исследование EINSTEIN показало сопоставимую эффективность и повышенную безопасность применения ривароксабана по сравнению со стандартной схемой использования низкомолекулярных гепаринов (НМГ) и АВК при продленной терапии ВТЭО [10].
Важной особенностью рандомизированных клинических исследований является жесткий контроль соблюдения протокола испытаний, широкий спектр критериев исключения, что ограничивает экстраполяцию полученных результатов на рутинную клиническую практику [6]. Таким образом, возрастает актуальность сравнительного изучения эффективности и безопасности применения новых оральных антикоагулянтов на открытой группе больных в условиях реальной клинической практики.