По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:616.379-008.64-053.2

Опыт внедрения сестринской организационной модели терапевтического обучения детей, больных сахарным диабетом, и оценка ее эффективности

Вера Анатольевна Носкова старший преподаватель, кандидат медицинских наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 603093 г. Нижний Новгород, улица Фруктовая, д. 3/1-77, e-mail: jeslaver@mail.ru

Статья посвящена возможности привлечения сестринского персонала с высшим образованием к организации и проведению терапевтического обучения детей, больных сахарным диабетом. Представлен опыт внедрения сестринской модели и оценка ее эффективности.

Литература:

1. Аббясов И.Х. Современные требования к образованию в период реформирования сестринского дела // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 4. — С. 71–75.

2. Андрианова Е.А., Максимова В.П. Эффективность обучения детей, больных сахарным диабетом и членов их семей // Первый Российский диабетологический конгресс: тезисы докладов. — М., 1998. — С. 23.

3. Вахитов Ш.М., Нуриева Э.В. Роль медицинских сестер в современном здравоохранении // Казанский медицинский журнал. — 2010. — Т. 91, № 2. — С. 260–263.

4. Венглинская Е.А., Парахонский А.П. Роль и задачи медицинских сестер с высшим образованием в современном обществе // Альманах сестринского дела. — 2013. — №

1. — С. 34–41.

5. Камынина Н.Н. К вопросу о перспективах развития сестринского дела // Медицинская сестра. — 2011. — № 2. — С. 35–40.

6. Каспрук Л.И. Роль среднего профессионального медицинского образования в здравоохранении Оренбургской области // Здравоохранение. — 2008. — № 3. — С. 43–48.

7. Косарева Н.Н. Управление сестринским персоналом как одна из составляющих качества сестринской медицинской помощи // Главная медицинская сестра. — 2008. — №

3. — С. 29–35.

8. Куфтарева Ю.В. Школа здоровья: роль сестринского персонала в проведении групповых консультаций // Главная медицинская сестра. — 2010. — № 9. — С. 146–153.

9. Лапик С.В., Князев Г.И. Оценка возможности и степени участия специалистов сестринского дела с разным уровнем образования в профилактических программах // Главная медицинская сестра. — 2008. — № 3. — С. 148–156.

10. Островская И.В. Роль медсестры в профилактике хронических заболеваний и ведение таких пациентов // Медицинская сестра. — 2009. — № 3. — С. 4–9.

11. Светличная Т.Г. Система сестринского обслуживания и факторы, способствующие развитию спроса на сестринские услуги // Главный врач. — 2009. — № 2. — С. 18–22.

12. Тарасенко Е.А. Перспективные направления организации работы сестринского персонала: зарубежный опыт и уроки для России // Здравоохранение. — 2014. — № 8. — С. 94–101.

13. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации // Главная медицинская сестра. — 2011. — № 7. — С. 20–28.

На современном этапе развития общества профессия медицинской сестры рассматривается не только как одна из самых массовых, но и как одна из наиболее социально значимых [5, 7, 12]. Многие авторы в своих работах анализируют сестринское дело как комплексную медико-санитарную дисциплину, имеющую медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения, а также как важнейшую составляющую системы здравоохранения, располагающую значительными кадровыми ресурсами [6, 11, 13].

Учитывая современный уровень профессиональной подготовки сестринских кадров, а именно возможность получения высшего сестринского образования, необходимо активно привлекать медицинских сестер к организации различных форм внебольничной помощи: дневных стационаров, стационаров на дому, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических служб и служб ухода на дому [1, 3, 4].

Кроме того, в условиях растущей распространенности хронических заболеваний, когда, наряду с медикаментозной терапией, диагностическими процедурами, требуется формирование навыков саморегуляции у таких больных, становиться очевидной необходимость обоснования, разработки и реализации сестринских организационных моделей терапевтического обучения пациентов (ТОП) [8, 9, 10].

На базе Нижегородской государственной медицинской академии (НГМА) была разработана и апробирована сестринская модель организации терапевтического обучения детей в возрасте 7–14 лет, больных сахарным диабетом (СД) (рис. 1).

Реализация модели требует тесного сотрудничества образовательных учреждений (медицинский вуз, колледж) и медицинских организаций (детские поликлиники, эндокринологическое отделение детской больницы).

Внутренние процессы модели представляют собой взаимосвязанные этапы: проектирование, организация, реализация и контроль терапевтического обучения.

Ι этап — проектирование терапевтического обучения пациентов включает в себя взаимосвязанную разработку и согласование обучающей программы для медицинских сестер и программы терапевтического обучения школьников с диабетом (реализуемой с участием медицинских сестер). В качестве возможного варианта обучающей программы для медицинских сестер нами предлагается апробированный элективный курс «Медицинская сестра — организатор терапевтического обучения». Программа курса предусматривает подготовку студентов факультета высшего сестринского образования (ВСО) и реализуется в 8, 9, 10 семестрах с учетом освоения большинства психолого-педагогических и профессиональных дисциплин. Общая трудоемкость дисциплины составляет 82 часа, в том числе 50 — аудиторных часов.

Для Цитирования:
Вера Анатольевна Носкова, Опыт внедрения сестринской организационной модели терапевтического обучения детей, больных сахарным диабетом, и оценка ее эффективности. Медсестра. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: