На современном этапе развития общества профессия медицинской сестры рассматривается не только как одна из самых массовых, но и как одна из наиболее социально значимых [5, 7, 12]. Многие авторы в своих работах анализируют сестринское дело как комплексную медико-санитарную дисциплину, имеющую медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения, а также как важнейшую составляющую системы здравоохранения, располагающую значительными кадровыми ресурсами [6, 11, 13].
Учитывая современный уровень профессиональной подготовки сестринских кадров, а именно возможность получения высшего сестринского образования, необходимо активно привлекать медицинских сестер к организации различных форм внебольничной помощи: дневных стационаров, стационаров на дому, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических служб и служб ухода на дому [1, 3, 4].
Кроме того, в условиях растущей распространенности хронических заболеваний, когда, наряду с медикаментозной терапией, диагностическими процедурами, требуется формирование навыков саморегуляции у таких больных, становиться очевидной необходимость обоснования, разработки и реализации сестринских организационных моделей терапевтического обучения пациентов (ТОП) [8, 9, 10].
На базе Нижегородской государственной медицинской академии (НГМА) была разработана и апробирована сестринская модель организации терапевтического обучения детей в возрасте 7–14 лет, больных сахарным диабетом (СД) (рис. 1).
Реализация модели требует тесного сотрудничества образовательных учреждений (медицинский вуз, колледж) и медицинских организаций (детские поликлиники, эндокринологическое отделение детской больницы).
Внутренние процессы модели представляют собой взаимосвязанные этапы: проектирование, организация, реализация и контроль терапевтического обучения.
Ι этап — проектирование терапевтического обучения пациентов включает в себя взаимосвязанную разработку и согласование обучающей программы для медицинских сестер и программы терапевтического обучения школьников с диабетом (реализуемой с участием медицинских сестер). В качестве возможного варианта обучающей программы для медицинских сестер нами предлагается апробированный элективный курс «Медицинская сестра — организатор терапевтического обучения». Программа курса предусматривает подготовку студентов факультета высшего сестринского образования (ВСО) и реализуется в 8, 9, 10 семестрах с учетом освоения большинства психолого-педагогических и профессиональных дисциплин. Общая трудоемкость дисциплины составляет 82 часа, в том числе 50 — аудиторных часов.