Проблемы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции и введением в стране и ее регионах режима повышенной готовности, привели к необходимости массового использования дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ, создания цифровой образовательной среды. Термин «цифровая образовательная среда» автор толкует шире, чем в п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», а именно как программно-методический комплекс, включенный в учебный процесс высшего образования в качестве поддерживающего или дублирующего метода распространения и контроля знаний.
Реализация образовательных программ посредством дистанционных образовательных технологий предполагает дистанционный формат проведения всех форм занятий, положительные моменты которого отмечались многими учеными: «Видеоконференция в системе дистанционного обучения является одним из самых мощных средств повышения эффективности учебного процесса. Именно она может служить основой синхронного режима обучения, фактически стирающего грань между очным и дистанционным обучением. Действительно, такая телекоммуникационная связь реализует возможность «естественного» общения между преподавателем и студентами виртуальной учебной группы, занимающимися по технологии дистанционного обучения. Она позволяет не только видеть и слышать друг друга, но и проводить совместное рассмотрение и обсуждение таблиц, графиков, видеосюжетов и др.» [2].
Введение дистанционного формата обучения в марте 2020 г. производилось в экстренном формате, методической основы для проведения занятий практически не было. Подача лекционного материала обучаемым осуществлялась поэтапно в формах: непосредственная рассылка (рассылка по электронной почте) текстов; проведение лекций в режиме онлайн (в системах Discord, Zoom, Skype, MS Teams, YouTube и др.), а также распространение среди обучающихся аудио- или видеозаписей лекций.