По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2209-08

Опыт ведения занятий в цифровой образовательной среде

Григорьева Наталья Владимировна канд. юрид. наук, проф. кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: navlagri@mail.ru
Угольникова Наталья Викторовна канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского юридического института, 127427, Россия, Москва, ул. Кашенкин луг, д. 4, эл. адрес: nvugolnikova@yandex.ru

В статье рассматривается опыт проведения занятий в период массового использования дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ. Несмотря на то что дистанционный формат не являлся абсолютно новым и многие преподаватели имели некоторый опыт к применению дистанционных образовательных технологий, одномоментный перевод всех форм обучения в дистанционный режим повлек за собой некоторые сложности технического характера и в первую очередь — невозможность в столь короткий срок обеспечить проведение всех занятий в режиме онлайн. С другой стороны, такой массовый переход на дистанционный формат привел к каскадному наращению методического опыта проведения различных форм занятий в дистанционном формате с вовлечением максимального количества преподавателей и обучаемых. Часть методик можно сохранить и при проведении занятий в традиционном формате.

Литература:

1. Беленкова И.В. Создание видеолекций для сопровождения образовательного процесса // Наука и перспективы. — 2020. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-videolektsiy-dlya-soprovozhdeniyaobrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 16.12.2021).

2. Девтерова З.Р. Методология реализации систем дистанционного обучения // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 11 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogoobucheniya (дата обращения: 16.12.2021).

3. Крук Б.И., Журавлева О.Б. Использование видео в дистанционном обучении. — М.: Издательские решения, 2017. — 137 с.

4. Разработка видеолекции: методические рекомендации / Сост.: Е.Н. Авдеева, Н.А. Лацко, О.В. Пихота, Е.Д. Сайто. — Южно-Сахалинск: ИРОСО, 2019. — 32 с.

1. Belenkova I.V. Sozdaniye videolektsiy dlya soprovozhdeniya obrazovatel'nogo protsessa // Nauka i perspektivy. — 2020. — № 1 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-videolektsiy-dlya-soprovozhdeniyaobrazovatelnogo-protsessa (data obrashcheniya: 16.12.2021).

2. Devterova Z.R. Metodologiya realizatsii sistem distantsionnogo obucheniya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2010. — № 11 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogoobucheniya (data obrashcheniya: 16.12.2021).

3. Kruk B.I., Zhuravleva O.B. Ispol'zovaniye video v distantsionnom obuchenii. — M.: Izdatel'skiye resheniya, 2017. — 137 s.

4. Razrabotka videolektsii: metodicheskiye rekomendatsii / Sost.: Ye.N. Avdeyeva, N.A. Latsko, O.V. Pikhota, Ye.D. Sayto. — Yuzhno-Sakhalinsk: IROSO, 2019. — 32 s.

Проблемы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции и введением в стране и ее регионах режима повышенной готовности, привели к необходимости массового использования дистанционных образовательных технологий при реализации основных общеобразовательных программ, создания цифровой образовательной среды. Термин «цифровая образовательная среда» автор толкует шире, чем в п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», а именно как программно-методический комплекс, включенный в учебный процесс высшего образования в качестве поддерживающего или дублирующего метода распространения и контроля знаний.

Реализация образовательных программ посредством дистанционных образовательных технологий предполагает дистанционный формат проведения всех форм занятий, положительные моменты которого отмечались многими учеными: «Видеоконференция в системе дистанционного обучения является одним из самых мощных средств повышения эффективности учебного процесса. Именно она может служить основой синхронного режима обучения, фактически стирающего грань между очным и дистанционным обучением. Действительно, такая телекоммуникационная связь реализует возможность «естественного» общения между преподавателем и студентами виртуальной учебной группы, занимающимися по технологии дистанционного обучения. Она позволяет не только видеть и слышать друг друга, но и проводить совместное рассмотрение и обсуждение таблиц, графиков, видеосюжетов и др.» [2].

Введение дистанционного формата обучения в марте 2020 г. производилось в экстренном формате, методической основы для проведения занятий практически не было. Подача лекционного материала обучаемым осуществлялась поэтапно в формах: непосредственная рассылка (рассылка по электронной почте) текстов; проведение лекций в режиме онлайн (в системах Discord, Zoom, Skype, MS Teams, YouTube и др.), а также распространение среди обучающихся аудио- или видеозаписей лекций.

Для Цитирования:
Григорьева Наталья Владимировна, Угольникова Наталья Викторовна, Опыт ведения занятий в цифровой образовательной среде. Ученый совет. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: