Уже несколько десятилетий многие промышленные предприятия успешно внедряют различные аппаратнопрограммные средства диагностики для решения целого комплекса задач, связанных с эффективным управлением производственными активами. Сегодня благодаря использованию диагностических технологий для своевременного обнаружения дефектов происходит сокращение количества внезапных отказов и незапланированных простоев, оптимизация затрат на проведение ремонтов и содержание склада запасных частей на основе оценки технического состояния оборудования, что приводит к повышению производительности и надежности эксплуатации оборудования. Таким образом реализуются основные принципы современного подхода к организации производственных процессов в различных отраслях промышленности, описанные в книге Клауса Шваба «Четвертая промышленная революция». Данный подход заключается в преобразовании роли технического обслуживания за счет данных, полученных при мониторинге технического состояния оборудования в процессе его эксплуатации [1]. Однако долгое время считалось, что существенный экономический эффект от внедрения технического диагностирования может быть достигнут только на опасных объектах энергетики и нефтехимии либо на крупных предприятиях горно-металлургического комплекса, в целлюлозно-бумажной промышленности и на других аналогичных по масштабу производствах. Опыт последних лет наглядно демонстрирует высокую эффективность диагностики и в других отраслях промышленности и народного хозяйства.
Ярким примером успешной трансформации системы ТОиР на основании сведений о текущем и прогнозируемом состоянии оборудования по результатам диагностики служит проект, реализованный командой Технического управления Масложирового бизнес-направления группы компаний «Русагро» (далее — МЖБН ГК «Русагро»).
Для повышения прозрачности и управляемости работ служб главного инженера, а также унификации подходов к техническому обслуживанию оборудования руководством компании в 2019 г. был инициирован проект трансформации от существовавшей системы планово-предупредительных ремонтов к техническому обслуживанию и ремонтам оборудования по состоянию. За счет изменения стратегии обслуживания планировалось уменьшить количество ремонтных операций на оборудовании, что позволяло высвободить кадровые ресурсы для выполнения новых задач, направленных на реализацию инвестиционных проектов, которые в конечном итоге позволят повысить технологический уровень и капитализацию компании.