За последнее время мы наблюдаем много изменений в таможенном законодательстве напрямую затрагивающих компании, основная деятельность которых связана с импортом или экспортом. Насколько бизнесу действительно становится легче и какова польза от внедрений самому государству?
Ни для кого не секрет, что сегодня происходит смещение акцентов таможенного с фактического контроля на границе на таможенный контроль после выпуска товаров. В чем причины и цели и каковы последствия для участников ВЭД?
Основная причина — требования международной торговли по ускорению и упрощению перемещения товаров через таможенные границы государств. С применением системы управления рисками могут быть выявлены участники ВЭД, имеющие низкий риск нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Выявление лиц с низким уровнем риска позволяет таможенными органам сместить таможенный контроль в отношении этого лица и его деятельность на этап после выпуска, тем самым ускорив прохождение таможенной границы и повысив грузопоток в пунктах пропуска. Цель в общем достойная. Однако выявление компаний с низким риском параллельно «закручивает гайки» компаниям с высоким риском. В целом этот механизм не нов и в общем понятен, скорее привычен для российских участников ВЭД. Собственно, различные болевые особенности и недостаток знания правовых норм часто приводят российские компании к оформлению через страны — члены ЕАЭС, даже когда явного упрощения нет. Есть ли отличия и в чем их ключевые особенности?
Прежде чем обсуждать эти вопросы, вернемся, так сказать, к истокам. Что такое таможенный контроль, а что есть постконтроль и как именно это влияет на импортеров, ведь именно их это касается в большей степени?
Почему важно уделить внимание теоретической части? Все просто. Увы, среди участников внешнеэкономической деятельности бытует мнение, что дополнительные меры контроля, в том числе за таможенной стоимостью и т. п., а также в рамках постконтроля, — «необоснованное, неуправляемое и непонятно чем вызванное нерегламентируемое желание таможни или конкретного инспектора», что в реальности иначе.