По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт таможенного контроля после выпуска товаров в странах ЕАЭС и его влияние на участников ВЭД

Заседатель И. В. эксперт-практик по ВЭД, основатель ООО «Камертон+», член президиума, Ассоциация экспортеров и импортеров, E-mail: irina_zasedatel@mail.ru
Шемякин Н. А. выпускник факультета таможенного дела, Российская таможенная академия, E-mail: na.shemyakin@customs-academy.ru

Актуальность исследуемой темы обусловлена требованием международной торговли по ускорению и упрощению перемещения товаров через таможенные границы государств, в частности, путем смещения акцентов с фактического контроля на таможенной границе на таможенный контроль после выпуска товаров. Так, с применением системы управления рисками могут быть выявлены участники ВЭД, имеющие низкий риск нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Выявление лиц с низким уровнем риска позволяет таможенными органам сместить таможенный контроль в отношении этого лица и его деятельность на этап после выпуска, тем самым ускорив прохождение таможенной границы и повысив грузопоток в пунктах пропуска.

Литература:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Банк данных «Таможенное законодательство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.consultant.ru/.

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/.

4. Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravo.by/.

5. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 г. № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» // Правовой портал Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=39082703.

6. Закон Республики Армения от 30.12.2014 № ЗР-241 «О таможенном регулировании» // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=80265.

7. Закон Кыргызской Республики от 24.04.2019 № 52 «О таможенном регулировании» // Официальный сайт Министерства юстиций Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ruru/111908?cl=ru-ru.

За последнее время мы наблюдаем много изменений в таможенном законодательстве напрямую затрагивающих компании, основная деятельность которых связана с импортом или экспортом. Насколько бизнесу действительно становится легче и какова польза от внедрений самому государству?

Ни для кого не секрет, что сегодня происходит смещение акцентов таможенного с фактического контроля на границе на таможенный контроль после выпуска товаров. В чем причины и цели и каковы последствия для участников ВЭД?

Основная причина — требования международной торговли по ускорению и упрощению перемещения товаров через таможенные границы государств. С применением системы управления рисками могут быть выявлены участники ВЭД, имеющие низкий риск нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Выявление лиц с низким уровнем риска позволяет таможенными органам сместить таможенный контроль в отношении этого лица и его деятельность на этап после выпуска, тем самым ускорив прохождение таможенной границы и повысив грузопоток в пунктах пропуска. Цель в общем достойная. Однако выявление компаний с низким риском параллельно «закручивает гайки» компаниям с высоким риском. В целом этот механизм не нов и в общем понятен, скорее привычен для российских участников ВЭД. Собственно, различные болевые особенности и недостаток знания правовых норм часто приводят российские компании к оформлению через страны — члены ЕАЭС, даже когда явного упрощения нет. Есть ли отличия и в чем их ключевые особенности?

Прежде чем обсуждать эти вопросы, вернемся, так сказать, к истокам. Что такое таможенный контроль, а что есть постконтроль и как именно это влияет на импортеров, ведь именно их это касается в большей степени?

Почему важно уделить внимание теоретической части? Все просто. Увы, среди участников внешнеэкономической деятельности бытует мнение, что дополнительные меры контроля, в том числе за таможенной стоимостью и т. п., а также в рамках постконтроля, — «необоснованное, неуправляемое и непонятно чем вызванное нерегламентируемое желание таможни или конкретного инспектора», что в реальности иначе.

Для Цитирования:
Заседатель И. В., Шемякин Н. А., Опыт таможенного контроля после выпуска товаров в странах ЕАЭС и его влияние на участников ВЭД. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: