Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (Киотская конвенция) определяет один из стандартов проведения таможенного контроля — это включение таможенного контроля на основе аудита [1].
В 2020 г. Правительство Российской Федерации утвердило новую Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года распоряжением от 23 мая 2020 г. № 1388-р. В новой Стратегии развитию таможенного контроля после выпуска товаров уделено большее внимание по сравнению со Стратегией до 2020 г. В Стратегии до 2030 г. ФТС России ставит для себя следующие цели:
1. Совершенствование организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров с акцентом на минимизацию рисков нарушения права ЕАЭС и таможенного законодательства Российской Федерации с применением автоматизированных технологий для автоматического выбора объекта контроля и электронного документооборота.
2. Формирование института таможенного аудита в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров [3].
Из поставленных целей можно предположить, что ФТС России будет развиваться в одном четко определенном направлении, заранее зная, какие меры ТКПВТ должны начать функционировать к концу 2030 г.
Одними из основных задач выступают:
- перенос основных проверок после выпуска товара в свободное обращение, что позволит увеличить скорость прохождения таможенного контроля;
- актуализация и расширение направлений проведения таможенного контроля в рамках смещения акцентов на этап после выпуска товаров;
- организация и функционирование системы посттаможенного аудита в соответствии с международными стандартами Всемирной таможенной организации [3].
Но в государствах — членах Евразийского экономического союза на сегодня отсутствует положительный опыт организации таможенного аудита. Данная мера успешно реализуется в Европейском союзе.
В странах Евросоюза таможенный контроль представляет собой систему аудита. В соответствии с системой компетенций таможенных органов Евросоюза в роли «Аудит» аудит относится к ведению учета и отслеживанию таможенной деятельности организаций в целях проверки соблюдения таможенного законодательства. Основное внимание уделяется методологии и последовательности. Основная цель заключается в обеспечении соблюдения участниками ВЭД национального и таможенного законодательства ЕС.