По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт таможенного контроля после выпуска товаров в Европейском союзе

Заседатель И. В. эксперт-практик по ВЭД, основатель ООО «Камертон+», член президиума Ассоциации экспортеров и импортеров, E-mail: irina_zasedatel@mail.ru
Шемякин Н. А. эксперт по таможенному законодательству, E-mail: na.shemyakin@customs-academy.ru

Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью снижения административной нагрузки на участников ВЭД и смещением акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров с помощью создания новых механизмов ТКПВТ. Так, одним из таких механизмов является таможенной аудит, который призван обеспечивать анализ соответствия внешнеэкономической деятельности и требованиям таможенного законодательства путем комплексного подхода к изучению основных фактов хозяйственной жизни участника ВЭД, выявление процедурных и/или информационных пробелов, которые могут привести к несоответствию или неполному соответствию внешнеэкономических операций требованиям обязательных к исполнению норм и правил.

Литература:

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901082 (дата обращения: 10.12.2020).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2020).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»// Банк данных «Таможенное законодательство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.consultant.ru/ (дата обращения: 12.12.2020).

4. Официальный сайт таможенной службы Европейского союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa. eu/taxation_customs/customs_en (дата обращения: 15.12.2020)

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (Киотская конвенция) определяет один из стандартов проведения таможенного контроля — это включение таможенного контроля на основе аудита [1].

В 2020 г. Правительство Российской Федерации утвердило новую Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года распоряжением от 23 мая 2020 г. № 1388-р. В новой Стратегии развитию таможенного контроля после выпуска товаров уделено большее внимание по сравнению со Стратегией до 2020 г. В Стратегии до 2030 г. ФТС России ставит для себя следующие цели:

1. Совершенствование организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров с акцентом на минимизацию рисков нарушения права ЕАЭС и таможенного законодательства Российской Федерации с применением автоматизированных технологий для автоматического выбора объекта контроля и электронного документооборота.

2. Формирование института таможенного аудита в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров [3].

Из поставленных целей можно предположить, что ФТС России будет развиваться в одном четко определенном направлении, заранее зная, какие меры ТКПВТ должны начать функционировать к концу 2030 г.

Одними из основных задач выступают:

- перенос основных проверок после выпуска товара в свободное обращение, что позволит увеличить скорость прохождения таможенного контроля;

- актуализация и расширение направлений проведения таможенного контроля в рамках смещения акцентов на этап после выпуска товаров;

- организация и функционирование системы посттаможенного аудита в соответствии с международными стандартами Всемирной таможенной организации [3].

Но в государствах — членах Евразийского экономического союза на сегодня отсутствует положительный опыт организации таможенного аудита. Данная мера успешно реализуется в Европейском союзе.

В странах Евросоюза таможенный контроль представляет собой систему аудита. В соответствии с системой компетенций таможенных органов Евросоюза в роли «Аудит» аудит относится к ведению учета и отслеживанию таможенной деятельности организаций в целях проверки соблюдения таможенного законодательства. Основное внимание уделяется методологии и последовательности. Основная цель заключается в обеспечении соблюдения участниками ВЭД национального и таможенного законодательства ЕС.

Для Цитирования:
Заседатель И. В., Шемякин Н. А., Опыт таможенного контроля после выпуска товаров в Европейском союзе. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: