Дата поступления: 18.03.2025. Дата принятия к публикации: 17.04.2025
Потребности рынка Казахстана в современных и автоматизированных решениях для хранения личных вещей (self-storage) определили актуальность создания нового бизнеса. Цифровая трансформация, основанная на инновационных технологиях, разбирается как важнейший инструмент повышения конкурентоспособности и эффективности сервисных бизнесов. Однако реализация потенциала цифровых инноваций на развивающихся рынках сталкивается с рядом специфических вызовов, обусловленных особенностями институциональной среды, замедляя процессы цифровой трансформации и ограничивая возможности сервисных компаний в полной мере использовать преимущества инновационных решений и услуг. Стратегическое же внедрение SaaS-модели в сочетании с созданием управляющей компании может выступать катализатором структурных изменений на рынке мини-хранилищ и сопряжённых секторах арендных услуг.
Основная цель — представить опыт разработки и внедрения автоматизированной системы управления складами индивидуального хранения (кладовками) через мобильное приложение, проанализировать возникшие сложности и описать эволюцию бизнес-модели.
1. Неизбежность цифровой трансформации в self-storage
Современные экономические условия и изменение образа жизни населения формируют новые потребности в сфере услуг. Одной из таких динамично развивающихся ниш является рынок индивидуального хранения вещей, известный как self-storage. В Казахстане, где автор развивает свой бизнес, эта потребность стала особенно заметной на фоне урбанизации, роста мобильности граждан и бизнеса, а также дефицита площадей для хранения личного и коммерческого имущества. Хотя рынок в Казахстане находится на относительно ранней стадии развития, опыт других стран, включая соседнюю Россию, где рынок существует более 15 лет и демонстрировал значительные среднегодовые темпы роста, показывает существенный потенциал [1, 2]. При этом обеспеченность складскими площадями на душу населения в крупных городах СНГ все еще значительно ниже, чем в развитых европейских странах [1], что также свидетельствует о перспективах роста. Личный опыт поиска офисных помещений и мест для хранения сезонных вещей, наглядно продемонстрировал не только высокий, но и зачастую неудовлетворенный спрос на подобные услуги. Существующие на тот момент предложения часто характеризовались неудобным расположением, невыгодными условиями аренды и, что самое важное, устаревшим форматом обслуживания, требующим значительного участия человека в операционных процессах.