ООО «Восточно-Бейский разрез» — угледобывающее предприятие Хакасии, разрабатывает Бейское каменноугольное месторождение Минусинского бассейна, входит в состав Сибирской угольно-энергетической компании (ОАО «СУЭК»). Объем добычи угля на разрезе составляет около 2,8 млн т, объем вскрышных работ — 11,8 млн м3 в год. Основным видом промышленного транспорта на разрезе является автомобильный, водители автосамосвалов занимают наибольшую долю в численности операционного персонала разреза, а расходы на оплату их труда — в структуре ФОТ предприятия.
Сравнительный анализ показал, что по производительности труда водителей автосамосвалов одинаковой грузоподъемности ООО «Восточно-Бейский разрез» занимает ведущие позиции в компании (рис. 1), при этом уровень функционального1 использования автосамосвалов в среднем за 2013 г. составил 7,4 часа (61,7%) в 12-часовую смену.
Значительные затраты на перевозки горной массы предопределяют необходимость повышения эффективности использования времени автосамосвалов, их производительности, что, в свою очередь, обусловливает актуальность совершенствования системы оплаты труда водителей автосамосвалов на разрезе. Задача совершенствования системы оплаты труда персонала решается руководством разреза совместно со специалистами Научно-исследовательского института эффективности и безопасности горного производства (НИИОГР) в рамках одноименного проекта. Основная цель проекта — повысить тесноту связи между результатами и оплатой труда работников разреза, тем самым обеспечить их заинтересованность в повышении производительности труда и сбалансировать интересы работодателя и рабочих.
Повышение тесноты связи результатов и оплаты труда водителей автосамосвалов осложнено тем, что единицы измерения транспортной работы в существующей системе — тонна, м3 , тоннокилометр — в зависимости от условий транспортирования имеют разную трудоемкость (рис. 2). В системе учета результатов труда водителей эта разница зачастую не фиксируется.