Сравнительно недавно мы задавались вопросом, будет ли востребована социальная отчетность в медицинских учреждениях [1], исследовали направления реформирования отчетности организаций государственного сектора, включая учреждения здравоохранения, предлагая поэтапный план перехода на составление инновационной модели отчетности — интегрированной отчетности [2].
Многим казалось, что это перспектива далекого будущего. Однако принятие Концепции развития публичной нефинансовой отчетности1 сделало актуальным развитие интегрированной отчетности в ближайшей перспективе.
В этой связи мы провели исследование по выявлению передовой практики составления отчетности в здравоохранении с целью определения возможности внедрения интегрированной отчетности, которое показало, что в организациях здравоохранения такой положительный опыт имеется, причем как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.
Так, например, ОАО «Медицина»2 на инициативной основе представило отчет о корпоративной социальной ответственности и устойчивом развитии за 2011 год, в котором раскрыта общая информация о клинике, включая полный перечень оказываемой медицинской помощи, представлены миссия, видение и ценности, которым следует в своей деятельности клиника. Основные ценности клиники — служение пациенту, приверженность качеству, командная работа, социальная ответственность, «функционирование не ради обогащения, но с обеспечением достаточной финансовой отдачи с учетом нынешних и будущих нужд и потребностей» [5, с. 12], а также информационная прозрачность. Раскрыты стратегия и основные стратегические цели, бизнес-стратегии создания заявленной ценности.
В отчете клиники «Медицина» раскрыта информация не только о том, как проявляется ответственность за качество жизни пациентов, но и об ответственном отношении к персоналу путем создания благоприятных условий труда, создания уникальных возможностей для профессионального развития исследовательской работы. Обучение и развитие персонала осуществляются путем обучения на курсах повышения квалификации, проведения корпоративных либо открытых семинаров и тренингов, участия в российских и международных конференциях, симпозиумах, семинарах, стажировках. Представлена информация о действующей в клинике системе оплаты труда, социальных гарантий, включая меры социальной поддержки. Однако информация носит описательный характер, значений средней заработной платы персонала, ее соотношения между различными категориями персонала, размера средств, направленных на социальную поддержку или обучение персонала клиники, в отчете не приводится.