Рациональное использование и охрана земель представляют собой одну из ключевых задач в сфере обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий, особенно на уровне муниципальных образований. Земельные ресурсы, будучи основой жизнедеятельности человека, источником продовольственной и экологической безопасности, требуют не только ответственного отношения со стороны собственников и пользователей, но и чётко выстроенной системы государственного и муниципального регулирования.
Особое значение вопросы охраны земель приобретают на фоне текущих агроэкологических вызовов, таких как деградация почв, в том числе из‑за эрозии, истощение плодородия и загрязнение земель. Эффективное противодействие этим процессам возможно лишь при условии комплексного подхода, объединяющего правовые, организационные и научные методы регулирования землепользования. Важную роль в этой системе играют муниципальные программы, разрабатываемые с учётом территориальных особенностей конкретных регионов.
Данная статья посвящена рассмотрению и анализу практической реализации программ рационального использования и охраны земель на уровне муниципальных образований на примере Новенского сельского поселения Ивнянского муниципального округа Белгородской области. В работе особое внимание уделяется выявлению недостатков существующих программ, анализу правового поля и формированию предложений по совершенствованию мероприятий, направленных на сохранение плодородия земель и защиту почв от эрозии.
Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель относится к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений [1].
Статья 9 Федерального закона от 20.03.2025 №33‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» определяет следующие виды муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление:
- городской округ;
- муниципальный округ;