С введением Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение стало основным уровнем образования. В главе 9, статье 73 закона указывается: «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования» [1].
Профессиональное обучение носит интенсивный и краткосрочный характер. Содержание и продолжительность профессионального обучения для каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, указанных в квалификационных характеристиках по соответствующим профессиям рабочих и должностям служащих [2].
Нормативно-правовой базой для разработки основных программ профессионального обучения являются:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Профессиональные стандарты и квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и других служащих;
• Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (далее — ОППО);
• Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов.