Транспортировка больных и пострадавших с различными критическими состояниями на всех этапах (с места происшествия в стационар, из одного стационара в другой, внутрибольничная перевозка из отделения в отделение) представляет важную и актуальную проблему практической медицины.
Клиницисты справедливо считают, что этап транспортировки является одним из самых сложных как для пациента, так и для медицинского персонала, обеспечивающего перевозку. По степени риска и возможности развития внезапных осложнений, материальным и временным затратам, психологическому напряжению больного и медперсонала транспортировка сопоставима с оперативным вмешательством [2]. Такое сравнение правомочно еще и потому, что изменения основных параметров кровообращения, внешнего дыхания, неврологического статуса в этих ситуациях носят подобный характер и прямо зависят от качества подготовки пациента и специалиста, соответствующего медицинского и медикаментозного обеспечения.
Специалистам, участвующим в транспортировке терминальных больных, хорошо известна закономерность: если осложнение может развиться, это обязательно произойдет, причем в самый неподходящий момент. Особенности предтранспортной подготовки и транспортировки таких пациентов во многом предопределяют прогноз их жизни и дальнейшего лечения, так как главной целью этого этапа является необходимость довезти не просто живого человека, а живой организм без необратимых фатальных нарушений, к которым быстро приводят расстройства витальных функций при любом критическом состоянии.
Обсуждая эту задачу с позиций «золотого часа» в реаниматологии (по мнению некоторых авторов, порой и получаса или нескольких минут), необходимо поэтапно осветить некоторые проблемные и постановочные задачи транспортировки, имея в виду неоспоримый постулат большого ученого и практика А. П. Зильбера: «Тот, кто оказывает первым медицинскую помощь тяжелым больным, тот имеет решающее преимущество перед всеми специалистами, оказывающими ему дальнейшую помощь. Этим преимуществом является время!» [1].