В современных условиях проблема сохранения здоровья работающего населения является основой социальной политики государства. В свете актуальных концепций ВОЗ и МОТ критериями безопасных и безвредных (т. е. здоровых) условий труда должно быть сохранение жизни, здоровья, функциональных способностей организма, продолжительности предстоящей жизни, здоровья будущих поколений. Качество жизни и здоровья работающих обеспечивается комплексом этих показателей, так как помимо острых и хронических профзаболеваний (отравлений), возможен ущерб здоровью в результате стрессорных физических и нервно-эмоциональных перегрузок [1]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной указом Президента РФ, одним из главных стратегических рисков угроз национальной безопасности на долгосрочную перспективу в области экономического роста названа прогрессирующая трудонедостаточность [2].
В полной мере эта проблема относится и к медицинским работникам, значительное ухудшение показателей здоровья которых отмечено в последнем десятилетии: возросли профессиональная и общая заболеваемость, инвалидность, смертность в трудоспособном возрасте [3]. В зарубежной и отечественной литературе широко обсуждается проблема хронического профессионального стресса в медицинской деятельности, чей труд характеризуется наличием ряда неблагоприятных факторов, работой в условиях постоянного нервно-психологического перенапряжения, связанной с высокой ответственностью за здоровье и жизнь пациентов, нефизиологическими условиями труда, обусловленными совместительством и сменной работой [4]. В настоящее время не вызывает сомнений, что нервно-психическое перенапряжение, обусловленное интенсивными эмоциональными, информационными, а в ряде случаев и интеллектуальными перегрузками, приводит к развитию той или иной общесоматической патологии, что проявляется различными невротическими сдвигами и заболеваниями сердечно-сосудистой системы [5, 6].
Проблема оценки неблагоприятного влияния эмоционального стресса на здоровье человека и его профилактики находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. В 1974 г. американский психиатр H. Frendenberger предложил термин burnout («истощение»), в настоящее время — «синдром профессионального "выгорания"» (СПВ), развитие которого особенно характерно для профессий системы «человек — человек», где доминирует оказание помощи людям [7]. Психофизические симптомы СПВ характеризуются чувством постоянной, непроходящей усталости как в вечерние, так и утренние часы, ощущением умственного и физического истощения, неудовлетворенностью тем, что и как человек делает, и др. Для выявления симптомов СПВ используется анкета, разработанная экспертами ВОЗ для европейской модели «Управление здоровьем, окружающей средой и безопасностью на рабочем месте» [8].