В заседании приняли участие представители Лиги содействия оборонным предприятиям, региональных отделений и Комитетов Союза машиностроителей России, руководители и специалисты судостроительных предприятий, научно-исследовательских институтов и компаний — разработчиков IT-продуктов.
На заседании было отмечено, что в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2015 г. доля зарубежного ПО, используемого отдельными предприятиями судостроения, должна быть сокращена с существующих 90–100% до 10–20%. Санкции, введенные против предприятий отечественной промышленности, диктуют необходимость сформировать новую стратегию применения информационных технологий и использования ПО.
Участники заседания рассмотрели примеры импортонезависимых конкурентоспособных отечественных ИТ-технологий для предприятий судостроения и судоремонта, перспективные разработки в области судостроительной 3D-САПР и подготовки производства, а также обсудили вопросы формирования архива судостроительных 3D-моделей.
В качестве основы новой стратегии внедрения отечественных информационных технологий были обсуждены предложения по созданию полигонов испытаний отечественного ПО в рамках АСУ ЖЦИ на предприятиях и отраслевых полигонов для отработки типовых инфраструктурных решений в рамках госкорпораций, концернов, центров компетенции.
Как отмечали эксперты, повышение степени цифровизации и интеграции информационных систем неизбежно приводит к необходимости задействования встроенных в прикладное ПО средств защиты информации. При этом к средствам защиты предъявляются требования по сертификации, среди которых основными являются требования доверия, обеспечиваемые наличием исходных текстов, и требования по безопасной разработке ПО, реализуемые только в случае размещения разработки и изготовления ПО на территории Российской Федерации.
Зарубежное ПО данным требованиям не соответствует.
Более того, из-за использования зарубежного ПО и невозможности выполнения требований информационной безопасности затрудняются процессы цифрового обмена информацией между КБ и заводами, что приводит к увеличению сроков изготовления изделий.