Модернизация системы здравоохранения вносит серьезные коррективы в работу всех подразделений медицинской организации. Не остается в стороне и институт медицинских сестер.
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, предъявляет новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке медицинских кадров. Одним из основных направлений в развитии сестринского дела было определено рациональное использование сестринского персонала в повышении качества и доступности медицинской помощи.
А для осуществления поставленных задач необходимо непрерывное повышение квалификации медицинских сестер путем использования различных форм и методов обучения и активизации мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
В концепции современной жизни тема непрерывного профессионального образования и самообучения является крайне актуальной как для медицинской организации, так и для каждого отдельно взятого специалиста [1].
Это обусловлено следующими причинами:
• повышением предъявляемых требований к среднему медицинскому персоналу с возрастанием его роли в лечебно-диагностическом процессе;
• быстрым устареванием ранее приобретенных навыков, которое влечет за собой необходимость приобретения новых;
• непрерывно возрастающими требованиями к профессиональной компетенции специалистов;
• постоянным появлением и внедрением новых медицинских технологий;
• возрастанием «защитной» роли образования в условиях конкурентоспособности.
Таким образом, на современном этапе развития сестринского дела практикующей медицинской сестре кроме базового профессионального образования требуется постоянное повышение квалификации.
Для решения этой задачи большое внимание уделяется образованию и самообразованию непосредственно на рабочих местах в режиме «нон-стоп».
Образование сотрудников медицинской организации носит свои особенности. Самая главная состоит в том, что обучающийся является взрослым человеком. Взрослый обучающийся осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью. Он имеет большой запас жизненного (в том числе и профессионального) опыта. Как правило, он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков [2].