Старый Демидовский завод признан объектом культурного наследия (ОКН). Все необходимые документы приведены в соответствие с действующим в России законодательством. Этот процесс занял многие годы и проходил вместе с музеефикацией. В 2018 г. в музее-заповеднике был создан отдел по объектам культурного наследия и землепользованию, который приступил к разработке предметов охраны ОКН, в том числе, и на Старом Демидовском заводе. Без наличия предмета охраны невозможны никакие реставрационные и консервационные работы. И если для гражданских, храмовых построек, древних археологических объектов и т. п. формулировка предметов охраны — процесс методологически ясный, то в случае с индустриальным наследием имеются сложности.
Промышленные здания и сооружения всегда были связаны с той или иной технологией и предназначались для эффективной работы конкретного оборудования, а оно часто являлось конструктивным элементом цеха. Получается, что сохранению подлежит и сам корпус здания, и оборудование или его остатки внутри него. Предмет охраны гражданской постройки, например, чаще всего будет включать этажность объекта, планировку внутренних помещений, габариты дверных и оконных проемов, характерные части лестничных маршей, высотность потолка и т.п. В случае с индустриальным наследием предмет охраны расширяется необходимостью учета таких элементов сохранения как инженерные сети, фундаменты оборудования, крановые балки, лебедочные механизмы, колодцы, баки, железнодорожные пути и другие элементы заводской логистики.
Специальные исследования доказали прогнозы музейных специалистов о наличии археологизированного культурного слоя на территории завода, консервирующего важную информацию по технологической оснащенности демидовского завода, демонстрирующего достижение инженерного искусства тагильских мастеровых XVIII и XIX вв.
На его территории сложились напластования следов технологий, разные виды вторичного использования зданий и сооружений, которые часто меняли свой экстерьер и интерьер. Только при их полном изучении возможно принимать решения о приспособлении под новые функции, поскольку это единственный способ обеспечения презумпции отечественного авторства в техническом развитии российской металлургии.