Особенностью биогеохимической провинции региона Северного Зауралья является дефицит некоторых микроэлементов. В результате исследований минерального состава кормов сделан вывод, что в кормах, заготавливаемых в хозяйствах Тюменской области, отмечается низкий уровень кобальта и меди в зеленой массе, железа и меди – в сенаже, железа – в силосе по сравнению с аналогичными данными в других регионах. Содержание железа в зерне заметно изменяется. Ячмень и пшеница содержат 129–168,6 мг/кг, а зерно овса и зерносмесь – 478–630 мг/кг корма, или в 3,8 раза выше. Подобные расхождения обнаружены и в сенаже, приготовленном из различных культур. Вико-овсяный сенаж содержит лишь 102 мг/кг железа, а сенаж из многолетних трав – 602 мг/кг. Содержание меди в исследуемых образцах невысокое, исключение составляют силос и сено. В силосе содержание этого элемента колеблется от 4,5 до 7,37 мг/кг, в сене – от 4,5 до 5,8 мг/кг. В исследуемых кормах содержание цинка также находится в широких пределах: от 14,90 до 40,50 мг/кг в сене, от 13,80 до 20,10 – в силосе, от 10,50 до 22,01 – в сенаже и от 17,00 до 25,00 мг/кг – в концентратах.
В кормах южной зоны Тюменской области отмечено низкое содержание кобальта. Зерновые корма содержат его 0,18–0,23 мг/кг, исключение составляет зерносмесь, содержащая 0,63 мг/кг корма. Подобные колебания в содержании кобальта наблюдаются и в силосе: кукурузный содержит в 3,7 раза меньше кобальта, чем подсолнечный и кукурузно-подсолнечный [1].
Таким образом, содержание минеральных элементов в кормах Северного Зауралья отличается от среднего содержания их в кормах Сибири. Учитывая этот фактор, невозможно составить полноценный рацион кормления из существующего набора кормовых средств, особенно для периода глубокой стельности и после отела, когда формируется гиповитаминоз и гипомикроэлементоз [3, 4].
В связи с этим при составлении кормовых рационов для сельскохозяйственных животных и при расчете минеральных подкормок целесообразно использовать конкретные данные минерального состава кормов [2].