Дистанционное обучение, которое начало развиваться в образовательных организациях благодаря концепции информатизации образования, стало в современных условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) практически основной формой обучения. Хотя еще недавно рассматривалось авторами исключительно как одна из «форм заочного обучения, дающая возможность человеку изучить курс подготовки по установленным дисциплинам и не отстраняться от привычного образа жизни» [1, с. 90]. Сегодня мы также можем встретить такой подход: «дистанционное обучение — это модернизированное заочное обучение, которое включает общения с преподавателем через Интернет. В процессе обучения у студента появляются учебные материалы, выполняются тесты и контрольные работы, которые отправляются преподавателю» [3, с. 114]. На наш взгляд, современные информационные технологии позволяют реализовывать дистанционно как очное, так и заочное обучение. Главное в этом случае не форма обучения (очная, заочная, очно-заочная), а организация процесса обучения в соответствии с учебным планом, правильное сочетание online и offl ine формата, грамотное выстраивание коммуникации между преподавателем и студентом в течение всего времени освоения учебного материала.
В связи с тем, что изначально запланированный процесс поэтапного внедрения в образовательный процесс информационных технологий, в том числе дистанционных, был значительно ускорен, система образования вынуждена решать различные проблемы. Но необходимо отметить, что проблемы, с которыми столкнулись все образовательные организации, педагоги, обучающиеся и родители, не нивелируют положительные стороны дистанционного обучения. Так, выводы С.И. Саковича, Я.В. Павловой о том, что «система образования становится более гибкой и быстрее реагирует на изменения в современной быстроменяющейся обстановке. Новые методы организации учебного материала повышают эффективность его использования. Одним из преимуществ информатизации образования называется индивидуализация обучения, собственная траектория» [4] являются актуальными и сегодня.
На наш взгляд, положительная сторона дистанционного обучения, которая требует отдельного рассмотрения, связана с возможностью его интеграции с аудиторными формами работы. «В мировой педагогической практике существует опыт интеграции аудиторной и дистанционной форм обучения, получивших название «Blended learning» или комбинирование очных и дистанционных занятий, которое может варьироваться в зависимости от целей и этапов обучения, а также от типа учебного заведения. Интегративная концепция основана на идеях личностно-ориентированного подхода, который подразумевает, что образовательный процесс осуществляется индивидуально и управляется учащимися самостоятельно, а преподаватель лишь направляет и поддерживает» [5]. Интеграция аудиторной работы и дистанционного обучения подразумевает, что учебный процесс рассматривается в качестве системы, состоящей из двух частей (аудиторной и дистанционной), функционирующих во взаимосвязи друг с другом, образуя некое единое целое.
При организации учебного процесса возможны разные формы интеграции аудиторной и дистанционной работы. Один из вариантов предусматривает поддержку образовательного процесса посредством применения дистанционных образовательных технологий. В этом случае дистанционная поддержка является дополнительным ресурсом. Учебная дисциплина изучается при непосредственном взаимодействии студента и преподавателя, а дистанционный ресурс выступает способом обогащения предметной информационнообразовательной среды и удовлетворения индивидуальных информационных потребностей. При изучении правовых дисциплин такими дополнительными ресурсами могут быть презентации, примеры документов, ссылки на нормативные правовые акты, судебную практику, юридические словари, официальные сайты государственных органов власти и т. д. Например, в программе дисциплины «Трудовое право» предусмотрен семинар по теме «Социальное партнерство в сфере труда». Занятие проводится в форме деловой игры. Студентам предлагается смоделировать ситуацию коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора. При этом подготовка к семинару требует не только изучения соответствующих правовых норм, но и составление проекта коллективного договора. Ссылки в системе MOODLE, которая применяется в филиале РГППУ в г. Нижнем Тагиле для организации дистанционного обучения, на Трудовой кодекс Российской Федерации и образцы коллективного договора позволяют студенту оперативно воспользоваться необходимой информацией. Режимы дистанционной поддержки учебного курса могут быть организованы в режиме как реального времени (online тест, чат, вебконференция), так и в режиме отсроченного времени (форум, электронный образовательный модуль).
Дистанционное сопровождение играет положительную роль при заочной форме обучения, для которой характерно малое количество аудиторных часов. Нехватка аудиторных занятий может быть компенсирована организацией самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных ресурсов. Например, курс «Трудовое право», размещенный в системе Moodle, состоит из десяти модулей. Каждый модуль посвящен определенным институтам трудового права (трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплинарная ответственность и др.) и включает в себя лекции, семинары, тесты. Студенты, обучающиеся заочно, имеют возможность освоить новый материал, вынесенный в соответствии с учебным планом на самостоятельную работу, изучив содержание лекций, проверить степень освоения нового материала, пройдя тесты. У обучающихся появляется возможность управлять учебным процессом, что повышает их значимость в реализации образовательных целей и влияет на их мотивацию, делает процесс обучения более интенсивным и индивидуализированным.
Второй вариант интеграции предполагает взаимное дополнение дистанционного и очного обучения. Эта модель предусматривает деление учебной программы на модули, часть из которых может изучаться дистанционно при работе студента с электронным учебным модулем, другая часть — непосредственно в аудитории. На первый план выходит информационно-обучающая составляющая учебного процесса (представлена в самых разных формах учебная информация). «Каждый модуль — это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или зачетная единица, качество работы с которой фиксируется письменными работами, а также тестовыми, зачетными или экзаменационными средствами» [2, с. 43]. При этом дистанционное изучение модуля может проходить как в режиме реального времени (online-лекции, семинары и практические занятия), так в offl ine, когда студенты получают от преподавателей задания, которые должны выполнить к определенному сроку

В зависимости от объема учебного курса, логики его построения дистанционными могут быть лекционные занятия, направленные как на изучение нового материала, так и на повторение изученного материала и самопроверку (если в содержании лекции предусмотрены контрольные вопросы). Важно выстраивать систему изучения нового материала таким образом, чтобы при получении в результате пройденного контроля определенного количества баллов учащиеся получали возможность переходить к изучению следующего материала, тогда как при недостаточном количестве баллов — вернуться для повторения предыдущего материала. Практика организации дистанционного обучения правовых дисциплин показывает, что элемент «Лекция» в Moodle позволяет создать хорошую по содержанию лекцию, состоящую из логически выстроенных информационных разделов и страниц с вопросами. Но лучше воспринимаются студентами все-таки видео-лекции и online-лекции, дополненные презентациями, схемами, в которых преподаватель не только раскрывает содержание темы, но и с помощью речевых приемов расставляет определенные акценты, выделяет правовые проблемы, приводит примеры из судебной практики, объясняет трудные моменты, делает выводы.
В соответствии с учебным планом на дистанционное обучение могут быть вынесены практические, семинарские занятия, контрольные работы. Для организации выполнения практического занятия можно использовать интерактивные элементы «Задание» и «Семинар». Студенты могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы. В этом случае они выполняют необходимые задания в соответствии с предъявленными требованиями и в установленные сроки прикрепляют файлы в систему для проверки преподавателем. Система Moodle позволяет не только поставить оценку, но и оставить соответствующий комментарий для студента. Практические занятия правовых дисциплин в основном предполагают рассмотрение различных правовых ситуаций. Решение правовых задач позволяет развивать мыслительную деятельность путем рассуждения, анализа фактов, определения причинно-следственных связей. Проверка же таких работ показала, что в большинстве случаев в начале изучения правовой дисциплины студенты испытывают трудности при письменном оформлении работы, ограничиваются ссылками на нор мативные правовые акты и кратким выводом, плохо выстраивают логические цепочки. Кроме этого, домашнее выполнение такой работы в письменном виде и прикрепление файла к элементу «Задание» лишает студентов возможности обсуждения предложенного варианта решения задачи. В связи с этим, целесообразнее использовать такие средства дистанционного обучения, которые позволяют студентам взаимодействовать друг с другом, предлагать альтернативный способ решения задачи, а преподавателю своевременно реагировать на недостатки ответов студентов и корректировать их, показывать способы выстраивания логически выверенного и аргументированного ответа.
В этом случае большую роль приобретает коммуникация, взаимодействие преподавателя и студента в электронном учебном модуле, общение трех и более участников образовательного процесса, например, общение участников учебной группы в форуме. Moodle имеет широкие возможности для общения, поддерживая обмен файлами любых форматов. Существуют различные сервисы для коммуникации («Конференция», «Форум», «Чат» и т. д.). Например, элемент курса «Форум» является эффективным инструментом при организации обучения в команде, так как удобен для проведения дискуссий, консультаций и так далее. На базе выложенного материала можно организовать обсуждение проблем и оценить работы друг друга. Но при этом существует опасность обезличить учебный процесс, подменить общение с преподавателем на диалог с машиной, что не позволяет формировать и формулировать мысли на профессиональном языке. Элемент «Чат» дает возможность участникам синхронного письменного общения в реальном времени. Практика организации семинарских занятий в режиме дистанционного обучения показывает, что более продуктивно проходят практические, семинарские занятия, организованные в режиме реального времени в Zoom.
Возможна также реализация контрольной функции дистанционной образовательной среды, в том числе использование электронных тестов для организации текущего контроля успеваемости студентов или промежуточной аттестации. На платформе Moodle можно разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов, устанавливать временной лимит, количество попыток, возможность показать правильные ответы или просто представить результаты в баллах. Все результаты хранятся в ведомости, что позволяет преподавателю оперативно контролировать учебную деятельность студентов. Также преподаватель может отслеживать посещаемость и активность студентов, время их работы на платформе Moodle.
Третий вариант интеграции аудиторной работы и дистанционного обучения предполагает изучение учебного курса в основном с использованием дистанционных форм. Дистанционная поддержка становится средством самостоятельного освоения учебной программы, при этом сохраняется очное консультирование обучающихся со стороны преподавателя. Такое сочетание возможно, например, в случае реализации адаптированной программы студентом, имеющим ограничения здоровья или инвалидность, или обучения студента по индивидуальной программе. В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения правового материала, проведения исследования, обсуждения, например, текст, web-страница, аудио- или видеофайл и др.
Анализ возможностей организации образовательного процесса с использованием дистанционных ресурсов на платформе Moodle показывает, что эта «система позволяет удобно представлять весь учебный курс дисциплины, начиная с организационного материала — учебной программы, расписания, глоссария и т. д. — и заканчивая обеспечением обучающихся учебными пособиями по изучаемой дисциплине в более удобном электронном формате, в которых используются гиперссылки, предусмотрено деление на разделы и блоки, применяются средства наглядности, видео и аудио [5]. При этом, этап разработки дистанционного курса (модуля) и организация учебного процесса с интеграцией аудиторной и дистанционной работы требуют от преподавателя больших временных затрат. Преподаватель должен уделять большое внимание содержанию учебного курса, который должен сопровождаться пояснениями, дополнительными материалами, привлекательными для пользователей. Он должен обладать соответствующими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, необходимо констатировать тот факт, что современному образованию уже не обойтись без интернет-технологий, специальных обучающих онлайн-платформ, систем, позволяющих организовать дистанционное обучение. Не смотря на трудности резкого перехода на использование дистанционных технологий, необходимо оценить их положительные стороны, в том числе эффективность интеграции дистанционного и традиционного обучения. Различное их соотношение может варьироваться в зависимости от особенностей учебного курса, поставленных целей, трудоемкости и других обстоятельств. Благодаря разнообразию используемы форм и методов обучения студенты получают новые знания в соответствии с программой курса. Интеграция позволяет сделать процесс обучения более гибким, предоставить студентам дополнительные возможности для качественного освоения образовательной программы, создать условия для индивидуализации обучения.