По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт государств прибалтики в развитии местного самоуправления

Реформирование местного самоуправления (МСУ) представляет собой классическую управленческую задачу, неизбежно решаемую любым государством, где представлен этот уровень власти. Современное понимание систем местного самоуправления восходит к европейским практикам, связанным еще со средневековым опытом.

Системы местного самоуправления в Европе можно разделить на три основные группы: континентальную (французскую), англосаксонскую (классическую) и смешанную. Европейские системы местного самоуправления обладают следующими атрибутами:

— статус органов местной власти закреплен в национальных конституциях, которые дают гарантии их полномочий;

— присутствует весьма обширный набор полномочий местной власти;

— наблюдается интегрированность местных властей в национальные правительственные структуры, всегда присутствует взаимозависимость и в ряде случаев взаимопонимание между различными уровнями социального управления;

— возможность политического влияния местных властей на государственные органы через свои ассоциации всегда диагностируется, но не всегда реализуется.

Можно выделить следующие основные проблемы, характерные для местного самоуправления. Во-первых, тенденции децентрализации, олицетворяемой организациями местного самоуправления, противостоит тенденция централизации, что создает механизм согласования местных интересов с общегосударственными. Во-вторых, возможности формирования местного бюджета за счет местных налогов и сборов достаточно ограничены, и его средств зачастую не хватает для выполнения функции и решения задач социальноэкономического и культурного развития данной территории. В-третьих, естественным представляется ограничение самостоятельности муниципалитетов в областях, имеющих общегосударственное значение.

Любые кризисные явления национального, регионального, глобального уровня работают в направлении ограничения самостоятельности местного самоуправления. В настоящее время в Эстонии и Латвии непрерывно идут реформы, затрагивающие как административнотерриториальное устройство, так и структуру местного самоуправления. Главная декларируемая цель данных реформ — это децентрализация государственной власти и вовлечение жителей муниципальных образований в процесс управления местными делами. Реальная задача — оптимизация государственных расходов, понимаемая как их сокращение на данные задачи. В течение 1990-х гг., всего периода развития системы местного самоуправления в странах Прибалтики, органы местной власти стремятся к значительной независимости от государственного контроля в выполнении своих полномочий и реализации ресурсов, то есть к переходу от метода жесткого контроля к методу сотрудничества государства и органов местного самоуправления. Опыт стран Прибалтики актуален для России в силу целого комплекса причин.

Для Цитирования:
Владимир Александрович Шамахов, Сергей Валентинович Кузнецов, Николай Маратович Межевич, Опыт государств прибалтики в развитии местного самоуправления. Глава местной администрации. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: