По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:377.018.46:37.026

Опыт формирования у слушателей потребности к контролю освоения навыков

Асулмарданова Л. И. методист учебно-методического отдела, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: umorcpk@yandex.ru
Макарова М. В. кандю мед. наук, заведующая учебно-методическим отделом, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: umorcpk@yandex.ru
Скурихина Е. В. методист учебно-методического отдела, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: umorcpk@yandex.ru

В статье представлен опыт создания условий для принятия слушателями функций контроля как инструмента диагностики уровня профессиональной подготовленности, индикатора качества оказания медицинской помощи и для формирования потребности к оцениванию навыков при реализации ДПП ПП и ПК.

Литература:

1.Положение БУДПО УР РЦПК МЗ УР «О дополнительной профессиональной программе».

2.Положение БУДПО УР РЦПК МЗ УР «О входном, текущем и рубежном контроле».

3.Положение БУДПО УР РЦПК МЗ УР «Об итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ».

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

5.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контроль является необходимым компонентом любой деятельности и направлен на определение степени соответствия достигнутого результата желаемому, ожидаемому уровню и, как следствие, приводит к поиску наиболее эффективных способов улучшения качества работы [5]. Но у многих специалистов контроль ассоциируется со средством выявления фактов для порицания. Страх контроля, негативное отношение к оцениванию навыков практической деятельности особо наблюдаются при обучении взрослых, у которых зачастую переживания приобретают психосоматический характер, что сказывается на качестве освоения ДПП. Осуществляя трудовую деятельность, специалисты осознанно или неосознанно оценивают результаты своей работы, выявляют ошибки, проводят коррекцию действий и т. д. Можно ли согласиться с тем, что процесс накопления профессионального опыта на ошибках у медицинских работников неизбежный, допустимый и правильный? Как показывает медицинская практика, зачастую цена ошибок становится слишком высокой как для пациентов, так и для государства. Существовавшая в сознании некоторых специалистов установка «Забудь то, чему учили, и учись на работе методом проб и ошибок» стирается в связи с введением новых требований к профессиональной подготовке специалистов и осуществлению медицинской деятельности [6,7]. Изменился формат процедуры допуска специалистов к осуществлению медицинской деятельности, он становится многоэтапным и объективным. Возрастает роль контроля как инструмента диагностики обучения, мотивации к совершенствованию навыков профессиональной деятельности. У слушателей с возрастным цензом от 40 до 60 лет, составляющих до 70 % контингента обучающихся нашего центра, адаптация к систематическому контролю в процессе обучения протекает очень сложно. Многие слушатели негативно относятся к контролю, особенно со стороны коллег, сокурсников, преподавателя, стараются устраниться от него, тем самым обрекая себя на риск возникновения стрессовых ситуаций при итоговой аттестации. следовательно, возникает необходимость совершенствования образовательного процесса таким образом, чтобы слушатель при освоении ДПП ПП и ПК стремился к само- и взаимоконтролю и контролю со стороны преподавателя, чтобы он видел необходимость использования различных форм контроля и испытывал в нем потребность. Такой специалист успешен не только в обучении, но и в профессии. Научные исследования в педагогике доказывают, что человек только в том случае готов контролировать свои познания и деятельность, если он хорошо владеет ими. Таким образом, одним из способов преодоления страха, негативного отношения к оцениванию является повышение уровня знаний и умений, овладение которыми возможно лишь через систему контроля. Может показаться парадоксальным, что контроль в процессе обучения станет потребностью слушателей. Волнующие вопросы «Как сформировать у слушателей потребность контролировать свои умения?», «Как преодолеть страх ошибаться в процессе обучения и учиться на ошибках?» определяли цель и задачи исследования.

Для Цитирования:
Асулмарданова Л. И., Макарова М. В., Скурихина Е. В., Опыт формирования у слушателей потребности к контролю освоения навыков. Медсестра. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: