По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2206-07

Опыт формирования практических навыков методом четырехэтапного симуляционного тренинга

Морозкова Ольга Александровна преподаватель высшей квалификационной категории, АПОУ УР «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (АПОУ УР РМК МЗ УР), 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Россия, e-mail: olgamorozkova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-8281-5155
Городилова Елена Владимировна преподаватель автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (АПОУ УР РМК МЗ УР), 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Красногеройская ул., д. 12, e-mail: glms00@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1726-9404

Специалистам среднего звена здравоохранения в силу развития медицинской науки и практики, стремительной индустрии медицинских изделий и внедрения инновационных медицинских технологий приходится обучаться в течение всей трудовой деятельности. Совершенствуются и модернизуются методики освоения навыков и умений, применение которых должно быть обоснованным. Учитывая прикладной характер профессиональной деятельности медицинских сестер, фельдшеров среди арсенала образовательных технологий приоритетную позицию занимает применение симуляционных тренингов.

Литература:

1. Сидорова В. В. Психолого-педагогические аспекты современных технологий обучения /В. В. Сидорова //Инновации в образовании. — 2008. — № 7; С. 28–34.

2. Симуляционное обучение в медицине /Под редакцией профессора Свистунова А. А. Составитель Горшков М. Д. — М.: Издательство Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, 2013; 288 с.

3. Усова Н. Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания /Н. Ф. Усова //Сибирский медицинский журнал. — 2010. — № 2; С. 14–18.

1. Sidorova V. V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty sovremennykh tekhnologii obucheniia [Psychological and pedagogical aspects of modern learning technologies] /V. V. Sidorova // Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education]. — 2008. — No. 7; pp. 28–34. (In Russian)

2. Simuliatsionnoe obuchenie v meditsine [Simulation training in medicine] /edited by professor Svistunov A. A. Compiled by Gorshkov M. D. — M.: Publishing House of the First Sechenov MSMU, 2013; 288 p. (In Russian)

3. Usova N. F. Ispolzovanie sovremennykh tekhnicheskikh sredstv obucheniia dlia povysheniia nagliadnosti prepodavaniia [The use of modern technical learning tools to increase the visualization of teaching] /N. F. Usova // Sibirskii meditsinskii zhurnal [Siberian Medical Journal]. — 2010. — No. 2; pp. 14–18. (In Russian)

В рамках повышения качества подготовки специалистов расширяется спектр образовательных технологий, совершенствуются и модернизуются методики профессионального обучения, эффективность которых повышается при обоснованном их применении. Среди методик профессионального обучения используется и симуляционное обучение.

Суть симуляции состоит в отработке практической ситуации в условиях, максимально приближенных к реальным условиям.

Сочетание симуляционной технологии обучения с приемами проблемного обучения, педагогики сотрудничества в разы повышает эффективность освоения практических навыков и умений.

На этапе формирования навыков и умений профессионального медицинского ухода за пациентами-преподавателями, реализующими программу профессионального модуля «Младший медицинский персонал по уходу за пациентами», широко используется простой четырехэтапный симуляционный тренинг.

Эта форма тренинга способствует осознанному формированию навыков благодаря осмыслению каждого действия алгоритма выполнения простой медицинской процедуры. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию в усвоении навыков через процесс проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Данный тренинг подходит для первичного освоения не только конкретных навыков, но и умений, вк лючающих несколько последовательных навыков.

Для оптимизации и результативности приема тренинга хорошо зарекомендовала себя методика опережающего обучения, предполагающая самостоятельное освоение теоретических основ практических умений. На тренинге данные знания используются для обоснования последовательности и техники навыка или умений.

Последовательное освоение алгоритма действий с помощью простого четырехэтапного симуляционного тренинга включает следующие этапы.

1-й этап. Преподаватель демонстрирует эталонное выполнение конкретного навыка или умения, например измерение артериального давления у пациента. На этом этапе преподаватель свои действия не комментирует. В качестве эталонного навыка может также использоваться готовая видеозапись. Цель данного этапа: демонстрация конечного результата освоения навыка или умения, т. е. то, к чему необходимо стремиться.

Для Цитирования:
Морозкова Ольга Александровна, Городилова Елена Владимировна, Опыт формирования практических навыков методом четырехэтапного симуляционного тренинга. Медсестра. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: