В рамках повышения качества подготовки специалистов расширяется спектр образовательных технологий, совершенствуются и модернизуются методики профессионального обучения, эффективность которых повышается при обоснованном их применении. Среди методик профессионального обучения используется и симуляционное обучение.
Суть симуляции состоит в отработке практической ситуации в условиях, максимально приближенных к реальным условиям.
Сочетание симуляционной технологии обучения с приемами проблемного обучения, педагогики сотрудничества в разы повышает эффективность освоения практических навыков и умений.
На этапе формирования навыков и умений профессионального медицинского ухода за пациентами-преподавателями, реализующими программу профессионального модуля «Младший медицинский персонал по уходу за пациентами», широко используется простой четырехэтапный симуляционный тренинг.
Эта форма тренинга способствует осознанному формированию навыков благодаря осмыслению каждого действия алгоритма выполнения простой медицинской процедуры. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию в усвоении навыков через процесс проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
Данный тренинг подходит для первичного освоения не только конкретных навыков, но и умений, вк лючающих несколько последовательных навыков.
Для оптимизации и результативности приема тренинга хорошо зарекомендовала себя методика опережающего обучения, предполагающая самостоятельное освоение теоретических основ практических умений. На тренинге данные знания используются для обоснования последовательности и техники навыка или умений.
Последовательное освоение алгоритма действий с помощью простого четырехэтапного симуляционного тренинга включает следующие этапы.
1-й этап. Преподаватель демонстрирует эталонное выполнение конкретного навыка или умения, например измерение артериального давления у пациента. На этом этапе преподаватель свои действия не комментирует. В качестве эталонного навыка может также использоваться готовая видеозапись. Цель данного этапа: демонстрация конечного результата освоения навыка или умения, т. е. то, к чему необходимо стремиться.