По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт дипломатической академии МИД России по разработке учебных программ для факультета повышения квалификации

Живора Лариса Ивановна ведущий научный сотрудник Центра евразийских исследований ИАМП Дипломатической академии МИД России, доцент, канд. ист. наук, e-mail: lzhivora@mail.ru
Панченко Лариса Владимировна доцент кафедры английского языка факультета мировой экономики Дипломатической академии МИД России, канд. пед. наук

Статья посвящена опыту разработки на факультете повышения квалификации Дипломатической академии МИД России практико-ориентированных программ обучения слушателей и на их основе проведению профессиональных тренингов максимально приближенных к практическим задачам молодых дипломатов.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих/Приказ Министерства образования России от 01.08.2000 г. № 2370.

2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

3. Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».

4. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (с изменениями от 6 декабря 2007 г., 4 декабря 2009 г.).

5. Мозель Т. Н. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации/Дипломатическая академия МИД России. 80 лет на благо Отечества: 1934–2014. — М.: Весь мир, 2014. — С. 24–33.

6. Живора Л. И., Кучмистый В. А., Панченко Л. В., Савельев В. Е., Трухачева А. В. Учебно-методический комплекс повышения квалификации дипломатических работников МИД России (для молодых специалистов, принятых на работу в МИД РФ). — М.: ДА МИД РФ, 2011. — 76 с.

7. Живора Л. И., Кучмистый В. А., Панченко Л. В., Савельев В. Е., Трухачева А. В. Учебно-методический комплекс повышения квалификации дипломатических работников МИД России (референт, атташе). — М.: ДА МИД РФ, 2011. — 68 с.

8. Живора Л. И., Клепецкий Л. Н., Кучмистый В. А., Панченко Л. В., Трухачева А. В. Учебно-методический комплекс «Подготовка к работе в консульских загранучреждениях».

9. Живора Л. И., Квасов О. К., Кучмистый В. А., Панченко Л. В., Трухачева А. В. Учебно-методический комплекс «Протокол и этикет: дипломатический, деловой, общегражданский».

10. Козырев Н. И. Характер и специфика работы начинающего дипломата. Учебное пособие. — М.: Восток-Запад, 2011. — 64 с.

11. Панченко Л. В. Методика формирования у студентов иноязычной социокультурной компетенции на основе интернет-ресурсов: автореферат дис. … канд. пед. Наук. — М., 2012.

12. Панченко Л. В. Проблемный подход к обучению иностранным языкам. Тезисы//Материалы VII Московской международной конференции «Образование в XXI веке — глазами детей и взрослых» «Компетентностный и проблемный подходы к обучению в условиях модернизации российского образования» (Москва, 15–17 марта 2007 г.). — М.: Компания Спутник+, 2007. — С. 118–120.

13. Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика: Курс лекций. Ч. 1: Дипломатия — наука и искусство/ДА МИД РФ. — М.: Научная книга, 2000. — 576 с.

Основным направлением деятельности ведущего ведомственного учебного заведения МИД России Дипломатической академии является профессиональная переподготовка и повышение квалификации дипломатических работников Министерства иностранных дел, а также других министерств и ведомств и негосударственных структур, действующих в международной сфере. Одной из главных задач, поставленных МИД России перед Дипломатической академией, является регулярное пополнение теоретических и профессиональных знаний российских дипломатов всех уровней в области внешней политики и международных отношений. Эта задача всегда была чрезвычайно важной для дипломатии, но особенно актуальной она стала в наше время, поскольку мир меняется очень быстро и в профессиональной деятельности приходится учитывать не только события, произошедшие на конкретном направлении работы дипломата, но и общемировые процессы, влияющие на развитие международной жизни. Непрерывному пополнению и обновлению знаний во всех областях способствуют современные информационные технологии, доступность информации самого различного рода, от серьезных научных исследований до малозначимых, а порой недостоверных фактов и комментариев.

В этих условиях задачи, методы и средства повышения квалификации дипломатических работников претерпевают существенные изменения. Руководство академии совместно с Департаментом кадров и другими подразделениями министерства ежегодно обновляет учебные планы с учетом концептуальных основ внешней политики России и происходящих в мире изменений. Работу по совершенствованию содержания и методов обучения дипломатических работников всех рангов проводит специальный факультет повышения квалификации (ФПК), организованный в 1987 г. по решению Коллегии МИД России. Основные направления современной работы ФПК определены решением Коллегии МИД России от 28 апреля 2007 г., согласно которому центральной задачей обучения является глубокая проработка приоритетных аспектов внешней политики России, совершенствование слушателями навыков анализа международных проблем, поиск путей их решения. Ежегодно на ФПК Академии читается около 30 тематических курсов. Переподготовку и повышение квалификации на этих курсах проходят все дипломатические сотрудники МИД России — от принятых на работу в текущем году выпускников МГИМО(У) и других вузов до дипломатов в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла (ежегодно — около 600 человек) [5, c. 20–26].

Для Цитирования:
Живора Лариса Ивановна, Панченко Лариса Владимировна, Опыт дипломатической академии МИД России по разработке учебных программ для факультета повышения квалификации. Дипломатическая служба. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: