Специалистам среднего звена здравоохранения в силу развития медицинской науки и практики, стремительной индустрии медицинских изделий и широкого внедрения инновационных медицинских технологий становится необходимостью обучаться в течение всей трудовой деятельности. В рамках повышения качества подготовки специалистов расширяется спектр образовательных технологий, совершенствуются и модернизируются методики профессионального обучения, эффективность которых повышается при обоснованном их применении.
С учетом прикладного характера профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в арсенале применяемых образовательных технологий в медицинском образовании приоритетную позицию занимают приемы и методы симуляционного обучения. Роль симуляций состоит в отработке фрагментов практической деятельности в условиях, максимально адаптированных к реальным ситуациям.
Важно при этом не углубляться в применение одного приема, а обоснованно сочетать традиционные технологии обучения (живое слово преподавателя) с инновационными техниками симуляционного [2], проблемного обучения [3], педагогики сотрудничества [1], критического мышления [4]. Логически-последовательный подход от простых методик к более сложным методическим инструментам повышает эффективность освоения практических навыков и умений. Под освоением конкретных трудовых функций понимается самостоятельное выполнение фрагмента практической деятельности, включая комплекс коммуникативных, технических навыков и инфекционной безопасности для пациента и персонала.
Выбор приемов, методов и средств обучения зависит от формы, вида и цели обучения.
Учебно-методическим отделом автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее — Колледж) в помощь преподавателям разработаны методические рекомендации по применению различных методик и приемов педагогических технологий в образовательном процессе.