По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2204-01

Опыт альтернативного подхода к формированию и совершенствованию практических навыков и умений у студентов при освоении программ профессиональных модулей

Морозкова Ольга Александровна преподаватель высшей квалификационной категории, АПОУ УР «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (АПОУ УР «РМК МЗ УР»), 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Россия, e-mail: olgamorozkova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-8281-5155
Городилова Елена Владимировна преподаватель, АПОУ УР «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (АПОУ УР «РМК МЗ УР»), 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Россия, e-mail: glms00@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1726-9404
Асулмарданова Лилия Имамовна зав. учебно-методическим отделом, автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (АПОУ УР «РМК МЗ УР»), 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Красногеройская ул., д. 12, e-mail: umorcpk@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9599-7311

Результатом освоения программ профессиональных модулей при подготовке специалистов среднего звена здравоохранения является способность самостоятельно осуществлять определенный вид профессиональной деятельности, включающая в себя практический опыт, умения и знания. Для повышения эффективности освоения профессиональных компетенций необходимо обоснованное сочетание приемов и методов образовательных технологий. В статье представлен опыт сочетанного применения конкретных методических приемов в зависимости от формы, вида и цели обучения.

Литература:

1. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие /Е. В. Коротаева //Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. — 1999; 147 с.

2. Акопян Ж. А. Специалист медицинского симуляционного обучения /Ж. А. Акопян, А. А. Андреенко, Е. Ю. Васильева, М. Д. Горшков, Д. М. Грибков, Е. В. Дьяченко, З. А. Зарипова, А. С. Зверев, А. Л. Колыш, В. А. Кубышкин, З. В. Лопатин, В. С. Олексик, Е. Г. Рипп, А. А. Свистунов, Ж. М. Сизова, Н. С. Сляднева, К. В. Титков, Е. М. Хаматханова, Г. В. Хлестова, С. В. Ходус, Л. Ю. Чучалина, Л. Б. Шубина //под ред. М. Д. Горшкова. — Москва: РОСОМЕД, 2021; 500 с.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии DOC Учебное пособие /Г. К. Селевко. — М.: Народное образование. — 1998; 256 с.

4. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя /И. В. Муштавинская. — «КАРО», 2009.

5. Поиск. Творчество. Находки: Учебно-методическое портфолио: Стандарты WorldSkills как инструмент формирования и оценки компетенций обучающихся /сост. А. В. Бурков, Т. Н. Ковалева, Н. В. Конькова. — Курск: ОБПОУ «КАТК». — 2018; 60 с.

1. Korotaeva E. V. Pedagogy of interactions: Proc. allowance /E. V. Korotaeva //Ural. state ped. un-t. Ekaterinburg. — 1999; 147 p. (In Russian)

2. Akopyan Zh. A. Specialist in medical simulation training /Zh. A. Akopyan, A. A. Andreenko, E. Yu. Vasilyeva, M. D. Gorshkov, D. M. Gribkov, E. V. Dyachenko, Z. A. Zaripova, A. S. Zverev, A. L. Kolysh, V. A. Kubyshkin, Z. V. Lopatin, V. S. Oleksik, E. G. Ripp, A. A. Svistunov, Zh. M. Sizova, N. S. Slyadneva, K. V. Titkov, E. M. Khamatkhanova, G. V. Khlestova, S. V. Khodus, L. Yu. Chuchalina, L. B. Shubina //ed. M. D. Gorshkov. — Moscow: ROSOMED, 2021; 500 p. (In Russian)

3. Selevko G. K. Modern educational technologies DOC Tutorial /G. K. Selevko. — M.: Public education. — 1998; 256 p. (In Russian)

4. Mushtavinskaya I. V. Technology for the development of critical thinking in the classroom and in the system of teacher training /I. V. Mushtavinskaya. — «KARO», 2009. (In Russian)

5. Search. Creation. Findings: Educational and methodological portfolio: WorldSkills standards as a tool for the formation and assessment of students' competencies /comp. A. V. Burkov, T. N. Kovaleva, N. V. Konkov. — Kursk: OBPOU «KATK». — 2018; 60 p. (In Russian)

Специалистам среднего звена здравоохранения в силу развития медицинской науки и практики, стремительной индустрии медицинских изделий и широкого внедрения инновационных медицинских технологий становится необходимостью обучаться в течение всей трудовой деятельности. В рамках повышения качества подготовки специалистов расширяется спектр образовательных технологий, совершенствуются и модернизируются методики профессионального обучения, эффективность которых повышается при обоснованном их применении.

С учетом прикладного характера профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в арсенале применяемых образовательных технологий в медицинском образовании приоритетную позицию занимают приемы и методы симуляционного обучения. Роль симуляций состоит в отработке фрагментов практической деятельности в условиях, максимально адаптированных к реальным ситуациям.

Важно при этом не углубляться в применение одного приема, а обоснованно сочетать традиционные технологии обучения (живое слово преподавателя) с инновационными техниками симуляционного [2], проблемного обучения [3], педагогики сотрудничества [1], критического мышления [4]. Логически-последовательный подход от простых методик к более сложным методическим инструментам повышает эффективность освоения практических навыков и умений. Под освоением конкретных трудовых функций понимается самостоятельное выполнение фрагмента практической деятельности, включая комплекс коммуникативных, технических навыков и инфекционной безопасности для пациента и персонала.

Выбор приемов, методов и средств обучения зависит от формы, вида и цели обучения.

Учебно-методическим отделом автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее — Колледж) в помощь преподавателям разработаны методические рекомендации по применению различных методик и приемов педагогических технологий в образовательном процессе.

Для Цитирования:
Морозкова Ольга Александровна, Городилова Елена Владимировна, Асулмарданова Лилия Имамовна, Опыт альтернативного подхода к формированию и совершенствованию практических навыков и умений у студентов при освоении программ профессиональных модулей. Медсестра. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: