По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оптимизация времени строительства железнодорожного пути малой протяженности

В. С. Антипенко д-р техн. наук, Российский университет транспорта, г. Москва, e-mail: antipenkovs7@mail.ru
В. А. Горюхов канд. техн. наук, Научно-исследовательский испытательный центр Железнодорожных войск Министерства обороны РФ, г. Москва
А. С. Лебедев Научно-исследовательский испытательный центр Железнодорожных войск Министерства обороны РФ, г. Москва

В практической жизни наряду с протяженными железными дорогами типа Транссиба возникает необходимость в строительстве так называемых подъездных путей: внутризаводских, к элеваторам, крупным машиностроительным предприятиям, воинским частям и т. п. Строительство железных дорог малой протяженности не всегда позволяет использовать высокопроизводительную технику. Зачастую приходится применять средства малой механизации и даже ручной труд. В статье представлена методика определения расчетного времени и трудовых ресурсов строительства железнодорожного пути малой протяженности раздельным способом, предназначенная для развития системы планирования путевых работ.

Литература:

1. Строительство железных дорог. Ч. 2. Технология земляных и путевых работ / Л.А. Оленичев, В.М. Кожакин, Н.А. Ершов и др. / Под ред. Г.И. Когатько. — М., 1994. — 448 с.

2. Путевые машины / М.В. Попович, В.М. Бугаенко, Б.Г. Волковойнов и др. / Под ред. М.В. Поповича, В.М. Бугаенко. — М., 2007. — 736 с.

3. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник Е16. Сооружение верхнего строения железнодорожных путей широкой колеи / Госстрой СССР. — М.: Стройиздат, 1988. — 240 с.

4. Сборник нормативов по тактико-специальной и специальной подготовке подразделений Железнодорожных войск / Главное управление начальника Железнодорожных войск. — М., 2022. — 64 с.

Одной из важнейших задач Железнодорожных войск является строительство железнодорожного пути. Строительные работы представляют собой сложные технологические процессы, связанные с затратой времени и ресурсов, результатами выполнения которых являются элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути, мосты, трубы и др.) [1].

Железнодорожными войсками до 45 % от общего объема строительства железнодорожного пути выполняется раздельным способом (рис. 1). Раздельный способ укладки железнодорожного пути — строительство пути, при котором рельсошпальная решетка собирается непосредственно на месте укладки из отдельных элементов (рельсы, шпалы, скрепления) [2].

Объективной причиной применения раздельного способа является то, что значительная доля объектов строительства приходится на рассредоточенные объекты малой протяженности, что снижает эффективность использования высокопроизводительной путеукладочной техники.

В настоящее время в Железнодорожных войсках отсутствует методика планирования укладки рельсошпальной решетки раздельным способом применительно к путевым воинским частям.

Решение задач планирования путевых работ позволит:

● определять сроки выполнения путевых работ при строительстве железнодорожного пути раздельным способом;

● определять требуемое количество личного состава для выполнения поставленных задач;

● повысить эффективность планирования и организации путевых работ.

При решении задачи приняты следующие условия:

1. Земляное полотно готово под укладку железнодорожного пути (проверено и принято).

2. Произведена разбивка оси пути.

3. Произведен завоз материалов, при этом шпалы разгружены с расчетом, чтобы их перемещение вручную по длине было минимальным, а рельсы развезены на каждое звено и размещены на расстоянии 1,5 м от оси пути (рис. 2).

4. Весь путевой инструмент, необходимый для выполнения работ, имеется в наличии и исправен.

Порядок решения задачи представлен в обобщенном алгоритме, приведенном на рис. 3.

Для Цитирования:
В. С. Антипенко, В. А. Горюхов, А. С. Лебедев, Оптимизация времени строительства железнодорожного пути малой протяженности. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала