Одной из важнейших задач Железнодорожных войск является строительство железнодорожного пути. Строительные работы представляют собой сложные технологические процессы, связанные с затратой времени и ресурсов, результатами выполнения которых являются элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути, мосты, трубы и др.) [1].
Железнодорожными войсками до 45% от общего объема строительства железнодорожного пути выполняется раздельным способом (рис. 1). Раздельный способ укладки железнодорожного пути — строительство пути, при котором рельсошпальная решетка собирается непосредственно на месте укладки из отдельных элементов (рельсы, шпалы, скрепления) [2].
Объективной причиной применения раздельного способа является то, что значительная доля объектов строительства приходится на рассредоточенные объекты малой протяженности, что снижает эффективность использования высокопроизводительной путеукладочной техники.
В настоящее время в Железнодорожных войсках отсутствует методика планирования укладки рельсошпальной решетки раздельным способом применительно к путевым воинским частям.
Решение задач планирования путевых работ позволит:
• определять сроки выполнения путевых работ при строительстве железнодорожного пути раздельным способом;
• определять требуемое количество личного состава для выполнения поставленных задач;
• повысить эффективность планирования и организации путевых работ.
При решении задачи приняты следующие условия:
1. Земляное полотно готово под укладку железнодорожного пути (проверено и принято).
2. Произведена разбивка оси пути.
3. Произведен завоз материалов, при этом шпалы разгружены с расчетом, чтобы их перемещение вручную по длине было минимальным, а рельсы развезены на каждое звено и размещены на расстоянии 1,5 м от оси пути (рис. 2).
4. Весь путевой инструмент, необходимый для выполнения работ, имеется в наличии и исправен.
Порядок решения задачи представлен в обобщенном алгоритме, приведенном на рис. 3.