В настоящее время процесс организации доставки грузов подразумевает стандартные пути с определенными условиями использования подвижного состава и организацией движения. На деле в пределах одного города существует множество маршрутов между точкой отправления и пунктом доставки, которым соответствуют определенные расстояния. При этом необходимо учитывать скорости транспортного средства, используемые на разных участках дорог и временные промежутки по степени напряженности трафика.
Теоретически, чтобы составить идеальный маршрут, нужно выявить, на какой путь уйдет меньше всего времени. Но показатель, который делает из определенного маршрута оптимальный, это не только время пути, а еще и цель, которая ставится при поиске самого эффективного отрезка дороги. Чаще всего им является наименьший суммарный пробег, т. к., если условия движения на всех участках пути одинаковы, то и маршрут будет оптимальным по соотношению времени и стоимости.
Без вычислений можно определить самый короткий путь, если точки А и Б расположены в пределах видимости. При достаточно большем расстоянии, нужно выбрать лучший маршрут путем сравнения всех имеющихся.
Доставка в пределах города предполагает наличие большого количества пунктов отправки и выдачи товаров. Для оптимизации выполнения грузоперевозок на короткие расстояния, устанавливают условные пункты, вместо действительных. Это значит, что город делится на части по расположению точек отправки и принятия грузов, а ключевым условием градации является расположение доставочных пунктов в центре этих районов. Благодаря такому способу не нужно искать пути связи между огромным количеством пунктов, достаточно лишь выбрать оптимальный маршрут между центрами микрорайонов (мкр.).
Граница мкр. не должна быть нарушена реками, железнодорожными путями и подобными естественными препятствиями. Расположения дорог внутри условно отделенной части города должна позволять подъехать к любой из построек, не выезжая за пределы мкр. и иметь доступ к основным магистралям.