По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оптимизация системы освещения в выставочных залах музеев: архитектура освещения скульптуры

Организация дневного освещения скульптур в музейных залах должна соответствовать общей архитектуре освещения музея в соответствии с особенностями расположения экспонатов. Такой вид освещения обычно включает в себя плоские световые люки, плоские световые люки с боковыми окнами и плоские световые люки с высокими боковыми окнами. Наиболее благоприятный коэффициент дневного освещения (DF) и равномерность распределения дневного света (UD) достигаются при оптимальном сочетании плоских световых люков и высоких боковых окон. Именно с помощью такого подхода к организации дневного освещения в музейных залах, где представлены экспонаты, можно существенно оптимизировать световую среду, сделать ее максимально комфортной для зрителя, защитить экспонаты от негативного воздействия солнца.

Литература:

1. Zhao Y., Mei H. Dynamic simulation and analysis of daylighting factors for gymnasiums in mid-latitude China. Build. Environ. 2013, 63, 56–68.

2. Durmus D., Abdalla D., Duis A., Davis W. Spectral optimization to minimize light absorbed by artwork. Leukos. 2020, 16, 45–54.

3. Galatioto A., Beccali M. Aspects and issues of daylighting assessment: A review study. Renew. Sustain. Energy Rev. 2016, 66, 852–860.

4. Cuttle C. Damage to museum objects due to light exposure. Light. Res. Technol. 1996, 28, 1–9.

5. Leccese F., Salvadori G., Tambellini G., Kazanasmaz Z.T. Application of climate-based daylight simulation to assess lighting conditions of space and artworks in historical buildings: The case study of cetacean gallery of the Monumental Charterhouse of Calci. J. Cult. Herit. 2020, 46, 193–206.

6. Al-Sallal K.A., AbouElhamd A.R., Dalmouk M.B. UAE heritage buildings converted into museums: Evaluation of daylighting eff ectiveness and potential risks on artifacts and visual comfort. Energy Build. 2018, 176, 333–359.

7. CIE 157:2004. Control of Damage to Museum Objects by Optical Radiation; CIE: Vienna, Austria. 2004, pp. 3–8.

8. Durmus D., Davis W. Optimising light source spectrum for object refl ectance. Opt. Express. 2015, 23, A456–A464.

9. Vázquez D., Fernández-Balbuena A.A., Canabal H., Muro C., Durmus D., Davis W., Benítez A., Mayorga S. Energy optimization of a light projection system for buildings that virtually restores artworks. Digit. Appl. Archaeol. Cult. Herit. 2020, 16, e00128.

10. Gómez Manzanares Á., Benítez A.J., Martínez Antón J.C. Virtual Restoration and Visualization Changes through Light: A Review. Heritage. 2020, 3, 1373–1384.

11. Pinilla S.M., Molini D.V., Fernandez-Balbuena A.A., Raboso G.H., Herráez J.A., Azcutia M., Botella Á.G. Advanced daylighting evaluation applied to cultural heritage buildings and museums: Application to the cloister of Santa Maria El Paular. Renew. Energy. 2016, 85, 1362–1370.

12. Durmus D., Davis W. Absorption-minimizing spectral power distributions. In Proceedings of the Light, Energy and the Environment 2015, OSA Technical Digest (online), Optical Society of America, Suzhou, China, 2–5 November 2015. Paper JTu5A.2.

13. Luengo P. Sustainable illumination for baroque paintings with historical context considerations. Sustainability. 2020, 12, 8705.

14. Altomonte S., Kent M.G., Tregenza P.R., Wilson R. Visual task diffi culty and temporal infl uences in glare response. Build. Environ. 2016, 95, 209–226.

15. Viani F., Polo A., Garofalo P., Anselmi N., Salucci M., Giarola E. Evolutionary optimization applied to wireless smart lighting in energy-effi cient museums. IEEE Sens. J. 2017, 17, 1213–1214. [Google Scholar] [CrossRef].

16. Acosta I., Munoz C., Campano M.A., Navarro J. Analysis of daylight factors and energy saving allowed by windows under overcast sky conditions. Renew. Energy. 2015, 77, 194–207.

17. Luo T., Yan D., Zhao J., Wang S. Comparative study of natural light environment simulation software. Archit. Sci. 2011, 27, 1–12.

18. Perez Y.V., Capeluto I.G. Climatic considerations in school building design in the hot-humid climate for reducing energy consumption. Appl. Energy. 2009, 86, 340–348.

19. Kim C.S., Chung S.J. Daylighting simulation as an architectural design process in museums installed with toplights. Build Environ. 2011, 46, 210–222.

Для экспозиции выставок скульптур используются специальные выставочные залы. Такие экспонаты обладают дополнительными требованиями к музейным пространствам, поскольку предназначены для трехмерного восприятия, а их выставочный эффект существенно связан с качеством архитектурного оформления световой среды. Причем в зависимости от характеристик экспонатов особенности выставочного пространства могут серьезно варьироваться. В процессе проектирования такого пространства необходимо прежде всего определить взаимосвязь между возможностями естественного освещения и дополнительными источниками света. Такой подход позволит создать оптимальный дизайн световой среды, основанный на реальных условиях освещения.

Выбор эффективного формата дневного освещения выставочного зала музея позволяет снизить энергопотребление и повысить визуальный комфорт аудитории при знакомстве с экспозицией. Чтобы добиться такого результата, необходимо уже на первых этапах формирования проекта оценить распределение дневного света.

В Китае были проведены исследования, в рамках которых ученые проанализировали влияние 22 различных характеристик дневного освещения: ширина, высота, глубина окна, его положение, коэффициент пропускания света через стекло, высота здания и пр. Было установлено, что высокий коэффициент пропускания увеличивает контраст между объектом и его тенью, что приводит к неравномерности распределения света. Наиболее значимыми характеристиками были названы высота и ширина здания, а также коэффициент пропускания света через стекло. Использование этих данных на стадии предварительного проектирования позволяет архитекторам рассчитать требуемый размер окна.

Практически во всех новых музейных выставочных залах сегодня используется электрическое освещение: при естественном освещении инфракрасное и ультрафиолетовое излучение намного выше, чем у электрического источника света. Прямые необработанные солнечные лучи, попадая в выставочный зал, способны вызвать повышение температуры и появление прямых бликов. С высокой вероятностью такое освещение за счет фотохимического воздействия ультрафиолета будет разрушать экспонаты.

Для Цитирования:
Валерий Соловьев, Оптимизация системы освещения в выставочных залах музеев: архитектура освещения скульптуры. Музей. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: