По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.014.2.005.93

Оптимизация режимов диагностирования двигателей

Николаев Е. В. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В статье рассмотрены проблемы диагностирования автотракторных дизелей по параметрам расхода картерных газов. Представлены результаты исследований влияния скоростного, температурного, нагрузочного режимов работы двигателя на изменения значений диагностических параметров. Статья будет интересна инженерам технического сервиса, механизаторам, студентам и аспирантам, обучающимся по соответствующим специальностям.

Литература:

1. Черноиванов В.И., Колчин А.В., Каргиев Б.Ш. Технологическое руководство по диагностированию тракторов и самоходных сельскохозяйственных комбайнов. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. — 244 с.

2. Черноиванов В.И. Технический сервис машинно-тракторного парка и экология // Техника и оборудование для села. — 2009. — № 8. — С. 44–46.

3. Справочник диагностических параметров тракторов. — М.: ГОСНИТИ, 1990. — 52 с.

4. Филиппова Е.М., Петрищев Н.А., Николаев Е.В. Тенденции развития средств диагностики // Труды ГОСНИТИ. — 2010. — Т. 105. — С. 73–75.

Износ цилиндропоршневой группы является важнейшим фактором, влияющим на надежность и безотказность двигателя. Существует множество диагностических параметров оценки технического состояния деталей цилиндропоршневой группы, но единственным параметром, удовлетворяющий условию экспрессдиагностики, который характеризуется износами только этой группы, является прорыв картерных газов. За время эксплуатации двигателя до ремонта расход газов в картере увеличивается в 2–3 раза. Прорыв газов в картер так же, как и угар картерного масла, — явление неизбежное при любом состоянии кольцевого уплотнения.

В целях увеличения достоверности диагностирования цилиндропоршневой группы были выявлены основные факторы условий и режима работы двигателя, оказывающие влияние на выходные значения расхода картерных газов. Такими показателями являются: нагрузка на двигатель, наработка, температура, обороты двигателя, качество (степень «старения») картерного масла. Необходимо выявить влияние вышеперечисленных факторов на расход картерных газов.

При проведении экспериментальных исследований определены зависимости расхода картерных газов от различных факторов. Результаты полученных данных представлены ниже.

Как показывают графические зависимости (рис. 1), характер изменения расхода картерных газов является линейным как от наработки, так и от износов цилиндров двигателя.

Предельные значения расхода картерных газов в 2,5–2,8 раза больше номинальных во всех случаях, в то время как для различных марок двигателей номинальные значения существенно разнятся.

Расход картерных газов растет при «старении» масла в картере двигателя (рис. 2). Получается, что свежее моторное масло, лучше удерживаясь на стенках гильз цилиндра, чем отработавшее, уплотняет сопряжения, препятствуя прорыву отработавших газов в полость картера двигателя.

Потому наиболее достоверные сведения о техническом состоянии ЦПГ по параметрам картерных газов можно получить после проведения ТО-2 (при смене картерного масла).

Для Цитирования:
Николаев Е. В., Оптимизация режимов диагностирования двигателей. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: