Эффективное функционирование агропромышленного комплекса России в значительной степени зависит от надежности и бесперебойной работы сельскохозяйственной техники, включая автотранспортные средства специального назначения. Своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт (ТО и Р) техники являются критически важными факторами обеспечения производительности сельскохозяйственных предприятий, особенно в периоды интенсивных полевых работ.
Современное состояние парка сельскохозяйственной техники в России характеризуется высокой степенью износа. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, средний возраст сельскохозяйственной техники составляет более 10 лет, при этом более 60 % парка автотранспортных средств эксплуатируется за пределами амортизационного срока. Уровень технической готовности машинно-тракторного парка в среднем по стране не превышает 70–75 % в период максимальной нагрузки, что существенно ниже нормативных значений [1].
Традиционная система организации ТО и Р на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом существенных недостатков: преобладание реактивного подхода к обслуживанию (ремонт по факту отказа), отсутствие эффективных инструментов планирования профилактических мероприятий, недостаточный уровень контроля технического состояния техники, неоптимальное управление запасами запчастей и расходных материалов. Эти факторы приводят к высокой частоте внезапных отказов техники, увеличению продолжительности простоев, росту затрат на ремонт и, как следствие, к существенным экономическим потерям сельхозпроизводителей.
Цифровизация процессов ТОиР представляет собой одно из перспективных направлений повышения эффективности использования сельскохозяйственной техники. Мировой опыт показывает, что внедрение современных цифровых технологий в системы ТОиР позволяет сократить затраты на обслуживание и ремонт на 15–30 %, увеличить срок эксплуатации оборудования на 10–20 %, снизить количество внеплановых простоев на 30–50 % [1, 2].