По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Оптимизация параметров воздуха в классах образовательных организаций при использовании интерактивных панелей

М.В. Айзятова ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства Здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия; Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» в СВАО г. Москвы, Россия
И.Э. Александрова ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства Здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

Современное образование предполагает активное использование цифровых средств обучения, которые могут обладать потенциальными рисками для здоровья детей и подростков. Так, использование интерактивных панелей (ИП) в образовательных организациях, повсеместно заменяющих традиционные школьные доски, обусловливает негативное влияние на параметры воздуха классных помещений: повышается температура, снижается влажность воздуха, появляется дисбаланс содержания аэроионов положительной и отрицательной полярности. Как известно, указанные показатели влияют на самочувствие человека, определяют его работоспособность, что определяет необходимость оптимизации воздуха классных помещений. Проведены сравнительные исследования показателей микроклимата и аэроионного состава воздуха классов, оснащенных ИП, в процессе применения различных способов оптимизации воздуха: дополнительной влажной уборки, использования увлажнителя воздуха и ионизатора воздуха с функцией увлажнения. Замеры проводились в динамике учебного дня образовательной организации: на первом, третьем и пятом уроках. Применение увлажнителя и ионизатора способствует сохранению показателей температуры, относительной влажности и аэроионного состава воздуха на относительно стабильном уровне. При отсутствии дополнительных средств оптимизации воздушной среды в классах с ИП температура, влажность воздуха и содержание аэроионов уже в середине учебного дня выходят за пределы гигиенических нормативов. При проведении дополнительной влажной уборки наблюдается практически аналогичная картина, за исключением уровня влажности воздуха, снижение которого удается несколько отсрочить. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности оптимизации воздуха в классе при использовании интерактивной панели: применение увлажнителя и/или ионизатора воздуха способствовало поддержание изучаемых параметров практически в рамках нормируемых значений в течение всего учебного дня.

Литература:

1. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России. Российский педиатрический журнал. 2018; 21 (1): 31–37.

2. Айзятова М.В., Александрова И.Э., Мирская Н.Б. и др. Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды. Здоровье населения и среда обитания. 2021; 2 (335): 17–23.

3. Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Чепрасов В.В., Айзятова М.В. Гигиеническая оценка влияния факторов цифровой среды на организм подростков в процессе образовательной и досуговой деятельности. Здоровье населения и среда обитания. 2021; 6 (339): 71–77. doi: 10.35627/2219–5238/2021-339-6-71-77

4. Ланин Д.В., Лихачев К.Н., Зюлева М.В. Особенности показателей регуляторных систем у школьников, обучающихся в условиях воздействия физических факторов неионизирующей природы. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Анализ риска здоровью — 2022. Фундаментальные и прикладные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью RISE — 2022». Пермь. 2022; Том 2: 258–265.

5. Булычева Е.В. Гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды образовательных учреждений инновационного типа. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011;16 (135): 248–250

6. Симонова И.Н. Исследование аэроинного состава воздуха в учебных помещениях вуза. Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017; 2 (9): 208–211.

7. Воронова Б. З. Гигиеническая регламентация воздушной среды учебных помещений и здоровье школьников. Российский педиатрический журнал. 1999; 5: 19–22

8. Березина Н.О., Александрова И.Э., Айзятова М.В., Мирская Н.Б. Использование интерактивных панелей на уроке и самочувствие школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2021; 29 (10): 22–26. doi: 10.35627/2219–5238/2021-29-10-22-26

9. Степанова М.И., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Оценка самочувствия школьников на учебных занятиях с применением интерактивных панелей. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; 1: 22–27

10. Rosbach, J. T., Vonk, M., Duijm, F. et al. A ventilation intervention study in classrooms to improve indoor air quality: the FRESH study. Environ Health 12, 110 (2013). https://doi.org/10.1186/1476-069X-12–110

11. Шкарин В.В., Латышевская Н.И., Замараев В.С. и др. Оценка эффективности инновационного способа снижения микробной обсемененности воздуха учебных помещений (сообщение 1). Здоровье населения и среда обитания. 2022; (7):33–39. doi: 10.35627/2219–5238/2022-30-7-33-39

В плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года ставятся задачи по созданию благоприятных условий для гармоничного развития детей, профилактике заболеваемости среди них, созданию безопасного информационного пространства для детей и т.д. [1]. Перед профилактической медициной стоит задача устранения и снижения рисков для здоровья детей и подростков, обусловленных потенциально вредными факторами среды, среди которых важнейшая роль принадлежит факторам внутришкольной среды.

Цифровая трансформация образования обусловила замену обычных меловых досок электронными, интерактивными панелями. В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа данных электронных устройств, используемых в процессе школьного обучения.

Ряд научных исследований посвящены изучению параметров внутришкольной среды, обусловленные функционированием цифровых средств [2–4]. Так, при работе интерактивной панели повышается температура, снижается влажность воздуха, появляется дисбаланс содержания аэроионов положительной и отрицательной полярности. Известно, что указанные показатели влияют на самочувствие, определяют работоспособность школьников [5–7]. Обучение детей и подростков с использованием ИП нередко сопровождается жалобами на нарушение самочувствия, состояние дискомфорта [3, 8, 9]. Поэтому обоснование наиболее эффективных способов оптимизации параметров внутришкольной среды в условиях активного использования цифровых средств является актуальным.

Цель — оценить эффективность способов оптимизации воздуха учебных помещений при использовании интерактивной панели: дополнительной влажной уборки, применения увлажнителя и ионизатора воздуха с функцией увлажнения.

Исследования проводились в учебных классах, оборудованных интерактивными панелями (марка Irbis). Все установленные ИП имели сертификаты, подтверждающие их соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Для Цитирования:
М.В. Айзятова, И.Э. Александрова, Оптимизация параметров воздуха в классах образовательных организаций при использовании интерактивных панелей. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: