Градостроительный кодекс РФ является ключевым документом, который фиксирует состав, целевое назначение, виды, содержание, исходные сведения, устанавливает требования к формату подготовки документов, которые определяют возможности любого административно-территориального образования осуществлять инвестиционно-строительную деятельность. Существует огромное количество разновидностей градостроительных документов, регламентирующих разные аспекты этого процесса. Основные виды и их назначение содержатся в таблице.
Градостроительный кодекс предлагает широкий спектр различных документов, вместе с тем он практически не регулирует порядок разработки градостроительной документации. Такая документация для достижения серьезных результатов должна являться целенаправленной, регламентированной системой, в которую должна быть выстроена единая модель технологического процесса, где результаты из одних документов становятся исходными сведениями для составления других. Текущая система предполагает достижения условий устойчивого развития в разных административно-территориальных образованиях, однако не обладает достаточно четкой структурой.
Также важно отметить, что в Градостроительном кодексе не закреплена на нормативном уровне необходимость соблюдения иерархической организации документов, нет строгих требований к степени их точности, детализации, не регламентируется итоговая и используемая градостроительная документация. Изложение положений Градостроительного кодекса является непоследовательным, хоть и воспринимается как ступенчатая технологическая система, что затрудняет процесс подготовки документов, на основании которых в дальнейшем происходит контроль за градостроительной деятельностью. Фактически разработка таких документов на сегодняшний день может осуществляться в произвольном порядке, единственным условием остается взаимное согласование документов и изменение содержания ранее выпущенных в случае внесения изменений.
Нормативные требования, изложенные в Градостроительном кодексе, часто являются расплывчатыми и нечеткими, а потому при подготовке документов приходится осуществлять дополнительный объем работы. Часто эти недостатки приводят к частым пересмотрам уже подготовленных документов, в одних и тех же видах документов может встречаться излишняя детализация, положения могут быть избыточными или, напротив, недостаточными с информационной точки зрения. В них могут отсутствовать такие важные аспекты, как схемы территориального планирования, отраслевые схемы развития инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерной), генеральных планов поселений и пр. В результате отсутствия подобных документов и неполноценной проработанности отдельных вопросов в документах тактического уровня, таких как проекты планировки и межевания территории, правила землепользования, образуется огромное количество документов, требующих дополнительной корректировки и пересмотра содержания, что делает практически невозможной реализацию первоначально задуманного и согласованного проекта.