Венозные тромбоэмболические осложнения (ВТЭО), к которым относится тромбоз глубоких вен (ТГВ) и тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА), являются одной из важных проблем современной клинической медицины. ВТЭО имеют высокий потенциальный риск для здоровья и жизни больного: по статистике, 8-летняя выживаемость пациентов, перенесших ТГВ, составляет 62,5 %, а при ТЭЛА снижается до 34,5 %, что оказывается существенно ниже средней прогнозируемой продолжительности жизни в общей популяции [19]. Причинами такой неблагоприятной тенденции служит как наличие фоновых заболеваний, например онкологического процесса, выявляемого у 20 % пациентов с ВТЭО [15], так и возникновение рецидива легочной эмболии, которая может приводить к летальному исходу вследствие остро наступающей сердечно-сосудистой недостаточности или прогрессирующей хронической постэмболической легочной гипертензии.
Известно, что около 1–2 % манифестов ВТЭО в целом и 10–25 % легочных эмболий в частности заканчиваются моментальной смертью [17, 29, 36]. В течение первого месяца после перенесенной ТЭЛА летальный исход наблюдается в среднем у каждого десятого больного, а при наличии активного онкологического процесса — у каждого четвертого [12, 46]. В течение первых 4 месяцев после перенесенной ТЭЛА может погибнуть до 20 % пациентов, и до конца первого года риск летального исхода не опускается ниже 5 % [16, 23]. При этом основной причиной смерти в отдаленном периоде является повторная эмболия. Другим важным последствием перенесенной ТЭЛА становится формирование хронической постэмболической легочной гипертензии. Пятилетняя выживаемость таких больных находится в прямой зависимости от степени повышения давления в легочной артерии и колеблется от 30 % при 30 мм рт. ст. до 10 % при 50 мм рт. ст. [23, 34].
В тех ситуациях, когда ВТЭО впервые манифестируют тромбозом глубоких вен, смерть в остром периоде наступает примерно в 5 % случаев, а летальный исход в течение первого месяца наблюдается в 6 % [29, 46]. В таких случаях основной проблемой отдаленного периода становится формирование посттромботической болезни, наблюдаемой на протяжении первых двух лет у 20–50 % больных, в том числе в 5–10 % в виде тяжелых форм поражения [22]. Особую опасность при этом представляет рецидив венозного тромбоза, каждый эпизод которого усугубляет признаки хронической венозной недостаточности и ускоряет прогрессирование посттромботического синдрома [7]. Известно, что в течение первых 5 лет повторные эпизоды симптоматических ВТЭО регистрируются у 13–25 % больных, а через 10 лет — уже у 24–30 % пациентов [7, 32].