Кроме традиционных для большинства стран данных переписей и микропереписей населения, обследований занятости, поступающих из национальных статистических комитетов, для прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах все больше используются ведомственные данные министерств труда и образования, данные опросов населения и работодателей, оценки потоков на рынке труда и в образовательной системе.
Целью проведения опросов работодателей, экспертов, а также кадровых агентств является определение направления и интенсивности движения трудовых ресурсов на предприятиях и в организациях. Проведение опросов позволяет выявить запланированные работодателями изменения в количестве занятых лиц на предприятии, причины изменений и профессии, в которых требуется дополнительное количество работников либо, наоборот, их сокращение.
Несмотря на то что определение текущей и перспективной потребности в профессиональных кадрах осуществляется с использованием методов количественного прогнозирования на основе разработанных макроэкономических моделей, опросы работодателей позволяют дополнить и детализировать получаемые в результате расчетов агрегированные данные. Кроме того, в последнее время все более активно используются методы качественного прогнозирования [1; 7]. Главным образом переход к качественному прогнозированию знаменуется прогнозированием востребованных на рынке труда компетенций. Построение такого рода прогнозов также стало возможным благодаря использованию опросов работодателей.
Таким образом, опросы работодателей служат для достижения следующих целей:
• получение детализированной информации о параметрах рынка труда, отсутствующих в регулярных статистических формах;
• выявление отраслевой специфики для уточнения параметров моделирования;
• определение профессий, востребованных на рынке труда;
• выявление востребованных компетенций;
• получение информации о вакансиях для оперативного подбора специалистов для работодателя;