В качестве параметра технического состояния, характеризующего текущее техническое состояние детали машины (узла, соединения), принимают или структурный параметр, то есть износ детали U, соединения, или связанный с этим структурным диагностический параметр (температура, вибрация и т. д.), изменяющиеся во времени t (от наработки) машины.
В целях предупреждения отказов и более полного использования ресурса детали при техническом обслуживании и ремонте машин техническая документация содержит гостированный норматив для этих параметров технического состояния — допускаемый износ детали (отклонения параметров) D, обеспечивающий ее работу с определенной безотказностью до следующего ТО и/или ремонта [1].
Существующая методика определения этого норматива характеризуется применением одного допускаемого износа D детали при заданной периодичности между ТО или ремонтами [2]. Упомянутый износ D находится в пределах между номинальным Uн и предельным Up размерами детали (значениями параметра).
На рисунке 1 в качестве примера приведена случайная элементарная веерная функция изнашивания примерно для 25 одноименных деталей машины с одним допускаемым износом D, а также плотность нормального распределения ресурса этих деталей, полученная, когда функция изнашивания достигает своего предельного значения — Up, то есть 100 % износа. На рисунке приняты следующие обозначения: tM — наработка или время работы этих деталей между плановыми ТО (ремонтами), здесь tM = 500 единиц наработки (мото-ч, тыс. км); участки, где наблюдаются отказы в первом и во втором периодах межконтрольной наработки, значения Q1 и Q2 — это вероятности отказов деталей на этих участках; не заштрихованные участки плотности распределения характеризуют вероятности предупредительного ремонта или замены (восстановления) деталей.
Жирные штриховые наклонные линии (первые две) отражают момент начала отказа деталей машины в первом и втором периодах. Остальные линии (третья — шестая), пересекающие допускаемый износ, отражают начало предупредительных замен (восстановления) деталей.