В современных условиях, одним из ключевых способов поддержания работоспособности машинно-тракторного парка в России является усовершенствование сельскохозяйственной техники на ремонтных предприятиях. Это подразумевает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности и надежности машин посредством установки более современных компонентов [1–3].
На предприятиях, специализирующихся на техническом обслуживании, широко распространена практика модернизации тракторов Т-150К, зерноуборочных комбайнов «Дон-1500Б», а также кормоуборочной техники зарубежного производства путем установки двигателей ЯМЗ, совершенствования гидравлических систем, электрооборудования и ходовой части. В тракторах К-700 модернизируют не только двигатель, но и кабину, а также проводят другие улучшения.
Основным преимуществом модернизированной техники, уже бывшей в эксплуатации, является ее более доступная цена по сравнению с новым оборудованием, а также улучшенные эксплуатационные характеристики по сравнению с обычным ремонтом. Однако каждое предприятие, стремящееся предлагать данную услугу, сталкивается с проблемой оценки реального спроса в своем регионе, который может не всегда соответствовать ожиданиям.
Как и любое новое направление для предприятия, услуга модернизации также требует проведения маркетинговых исследований для определения положения предприятия на рынке, анализа характеристик покупателей и продавцов, а также оценки потенциальных объемов работ. Без этих данных невозможно эффективно планировать и осуществлять соответствующие работы. К сожалению, на многих предприятиях технического сервиса маркетинговые исследования находятся на начальной стадии развития и не получили должного распространения, что приводит к срывам планов, нарушению ритмичности работы, снижению прибыли и замедлению роста заработной платы.
В последние годы в России наблюдается рост вторичного рынка техники, включая торговлю подержанными автомобилями и оборудованием. Это создало новые возможности для предприятий, занимающихся техническим обслуживанием, в плане организации бизнеса посредством модернизации машин, выведенных из эксплуатации или приобретенных у других владельцев. Техника, списанная после завершения срока амортизации, приобретается ремонтными организациями по остаточной стоимости, проходит процесс восстановления и модернизации, а затем предлагается к продаже.