Психическое здоровье и качество жизни пациентов с дисфункцией щитовидной железы привлекает внимание исследователей в контексте возможности коррекции психопатологических симптомов с помощью гормональной заместительной терапии [1–3]. Предметом дискуссий являются вопросы целесообразности скринингового определения содержания тиреотропного гормона (ТТГ), гормонов щитовидной железы и необходимости лечения различных состояний, связанных с нарушением ее функции. Если необходимость терапии манифестного гипотиреоза не вызывает сомнений, то при небольшом повышении уровня ТТГ мнения экспертов о необходимости и безопасности заместительной терапии расходятся. Особенно это касается пациентов с сочетанием субклинического гипотиреоза и соматических заболеваний, имеющих различного уровня психические расстройства [4, 5].
Гипотиреоз (клинические и субклинические формы) встречается в популяции у 10 % женщин и 3 % мужчин [6]. Причинами гипотиреоза являются аутоиммунного тиреоидит, подострый и бессимптомный тиреоидиты, период выздоровления после тяжелых заболеваний, а также прием некоторых лекарственных препаратов (например, препараты лития, амиодарон) [7–9]. Показано, что на уровень ТТГ среди множества других факторов влияют и состояния, нарушающие циркадный ритм — ночная работа, депрессия, тревожное расстройство и т. п. [9, 10].
Клиническая картина гипотиреоза различна в зависимости от длительности и выраженности дефицита гормонов щитовидной железы, возраста пациента и наличия сопутствующих заболеваний. Наиболее частыми являются жалобы на сонливость, слабость, снижение памяти, запоры, боли в мышцах, зябкость, затруднение носового дыхания, снижение слуха, охриплость голоса. Гипотиреоз может длительное время «скрываться под маской» анемии, депрессии, нефрита и полисерозита, ишемической болезни сердца, при этом больные длительно лечатся у врачей-кардиологов, неврологов, гематологов и др. [1, 11].
При всем многообразии симптомов изменения со стороны психической сферы наблюдаются практически у всех пациентов [12]. Имеются данные, свидетельствующие о взаимосвязи «…снижения уровня оптимизма, жизнелюбия и активности с недостаточностью тиреоидных гормонов» [13]; при этом отмечаются подавленное настроение, необъяснимая тоска, выраженная депрессия, отличительной особенностью которой является присутствие чувства паники и низкая эффективность антидепрессантов. В литературе есть указания на то, что астено-депрессивные состояния при данной патологии наблюдаются практически всегда. Показано, что депрессия при гипотиреозе выявляется в 8–18 % случаев [14]. По данным других авторов, у 50 % больных субклиническим гипотиреозом наблюдаются психологические нарушения, иногда достигающие выраженной депрессии [15]. Механизмы влияния тиреоидных гормонов на психологическое и эмоциональное состояние к настоящему времени до конца не изучены. Предполагается, что при гипотиреозе имеет место снижение скорости кровотока, угнетение анаболических процессов и метаболизма глюкозы в головном мозге, нарушение воздействия тиреоидных гормонов на пострецепторные механизмы, способствующие норадренергической и серотонинергической нейротрансмиссии [13].