По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.173

Определение остаточного ресурса деталей машин при измерении контролируемого параметра

Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», РФ, г. Москва, 1-й институтский проезд, д. 5, тел./факс: 8 (499) 174-81-46, e-mail: gosniti@bk.ru
Воронов А. Н. соискатель, науч. сотр., Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», РФ, г. Москва, 1-й институтский проезд, д. 5, тел./факс: 8 (499) 174-81-46, e-mail: gosniti@bk.ru

Отказы одноименных элементов машин происходят после различной наработки, что выражается в значительном рассеивании ресурсов элементов и машин в целом. Отказы вызывают необходимость отправки машин или их агрегатов в капитальный ремонт или списание, некоторые отказы могут быть устранены в процессе эксплуатации. Контроль момента возникновения отказа является ключевым моментом в процессе эксплуатации машин. Для того чтобы вовремя предупредить отказ элемента/детали/узла машины, целесообразно проводить оценку значений контролируемого ресурсного параметра, характеризующего этот элемент/деталь/узел. Номинальное значение контролируемого параметра является своего рода отправной точкой, а предельное будет характеризовать отказ.

Литература:

1. Михлин В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 335 с.

2. Рабинович А. Ш., Сельцер А. А., Шаровский А. А. Методические указания по оценке, прогнозированию и нормированию ресурса и безотказности сельскохозяйственной техники. — М.: ГОСНИТИ, 1975. — 272 с.

3. ГОСТ 27.301 — 95. Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения. — Взамен ГОСТ 27.410-87; введ. 1997-01-01. — М.: Госстандарт РОССИИ: Изд-во стандартов, 1996. — 19 с.

4. Проников А. С. Надежность машин. — М.: Машиностроение, 1978. — 592 с.

5. Пучин Е. А. Основы теории надежности и диагностики технических систем. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. — 182 с.

6. Дунаев А. В., Костомахин М. Н. Перспективы оптимизации периодичности обслуживания машин, оснащенных бортовыми системами контроля // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: ИД ПАНОРАМА, 2016. — № 2. — С. 15–20.

7. Соломашкин А. А. Параметры технического состояния деталей машин // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2014, — Т. 116. — С. 114–118.

8. Строгонов А., Жаднов А., Полесский С. Обзор программных комплексов по расчету надежности сложных технических систем // Компоненты и технологии. — СПб.: Файнстрит, 2007. — № 5. — С. 183–190.

9. Северный А. Э., Буклагин Д. С., Михлин В. М., Голубев И. Г., Колчин А. В., Белый И. Ф., Горячев С. А. Руководство по техническому диагностированию при техническом обслуживании и ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2001. — 252 с.

10. Скибневский К. Ю. Принципы оптимизации номенклатуры структурных параметров и диагностичекой информации // Труды ГОСНИТИ. — 1985. — Т. 75. — С. 90–103.

При эксплуатации в разного рода механизмах (зубчатой передаче, кулачковом механизме и пр.) происходят потери механической энергии, в основном на внешнее трение. Это вызывает процесс изнашивания контактирующих пар и, как следствие, изменение размеров сопряжений, что приводит к постепенному снижению функциональности системы, механизма, машины и далее — к потере работоспособности [1].

Работоспособность сельскохозяйственной техники зависит от большого числа случайным образом действующих факторов: конструктивного, технологического и эксплуатационного характера (рис. 1) [2].

В процессе эксплуатации машин происходит изменение ее технического состояния, вызванное процессами изнашивания, коррозии, механических напряжений и пр., что приводит к отказу, т. е. событию, связанному с нарушением работоспособности техники. Отказы одноименных элементов машин происходят после различной наработки, что выражается в значительном рассеивании ресурсов элементов и машин в целом [3].

Основными факторами, характеризующими техническую эксплуатацию и влияющими на преждевременные отказы техники (например, трактора), являются: качество горюче-смазочных материалов; качественное и своевременное проведение технического обслуживания и ремонта, квалификация обслуживающего и оперативно управляющего персонала; эффективное использование машины при различных режимах ее работы и количество запусков двигателя; раз

личные почвенно-климатические условия, а также запыленность воздуха, засасываемого в двигатель [4]. К тому же условия работы деталей, установленных на одноименные виды техники, а также виды техники одинакового назначения, но работающие в разных условиях (например, сельскохозяйственная техника эксплуатируется в различных почвенно-климатических условиях), значительно отличаются друг от друга, это приводит к изменению интенсивности изнашивания деталей в сопряжениях, рассеиванию ресурсов элементов машин и преждевременным отказам, а также отказам, связанным со случайной величиной [5].

Для Цитирования:
Костомахин М. Н., Воронов А. Н., Определение остаточного ресурса деталей машин при измерении контролируемого параметра. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: