Любое коммерческое предприятие в качестве основной цели своей деятельности ставит получение максимально возможной прибыли, поскольку благодаря росту прибыли можно обеспечить развитие предприятия, увеличение инвестиционных ресурсов, повышение социальной защищенности работников и удовлетворение интересов собственников.
Важнейшим фактором, обеспечивающим увеличение прибыли, является повышение конкурентоспособности предприятия на рынке в сравнении с другими организациями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители [2].
Конкуренция наиболее явно проявляется, если на одном рынке продается множество близких по своим потребительским свойствам товаров или услуг. Сущность конкурентной борьбы — улучшение или сохранение позиций предприятия на рынке, в том числе благодарю отличительным особенностям производимой предприятием продукции по отношению к продукции конкурентов по соответствию удовлетворения конкретным потребностям потребителей во взаимоувязке с ценами (соотношение «цена/качество»). Цель конкурентной борьбы — благодаря лучшему конкурентному положению компании на рынке получить максимальную прибыль. Строгим условием конкурентной борьбы является ненарушение законодательства, в том числе недопущение недобросовестной конкуренции в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Конкуренцию в условиях рыночного хозяйствования можно рассматривать как движущую силу развития общества, как основную причину повышения качества продукции, снижения цен и экономии ресурсов.
Конкуренция — элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики [4].
В самом простом случае, конкурентоспособность производителя продукции определяется конкурентоспособностью производимой им продукции: «конкурентоспособность предприятия — это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары» [1]. «Конкурентоспособность предприятия — это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества выпускаемой продукции» [6]. «Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы» [7].