Эффективность лечебно-восстановительного процесса при церебральных инсультах во многом зависит от рационального построения двигательного режима, предусматривающего использование и обоснованное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии [1–9]. Правильное и своевременное назначение и использование двигательного режима способствует мобилизации и стимуляции защитных и приспособительных механизмов организма больного и его реадаптации к возрастающим физическим нагрузкам [1, 2]. Двигательную активизацию больных, перевод их в вертикальное положение обычно начинают с 5–7-го дня после начала острого эпизода, а при отсутствии серьезных изменений состояния гемодинамики и сердечной деятельности возможен перевод их в вертикальное положение уже с первых дней после инсульта. Также со 2–3-го дня заболевания в условиях стационара следует начинать индивидуальную вторичную профилактику инсульта, включающую показанные физические нагрузки [6, 7]. Однако оптимальные подходы к реализации двигательной активности у больных после церебрального инсульта продолжают уточняться [8, 9]. При расширении двигательного режима возрастает риск падений пациента, которые, в свою очередь, ведут к возможным травмам как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, что затрудняет выздоровление и повышает риск инвалидизации пострадавших.
Объективизация подхода к реализации ранней двигательной активности в остром периоде церебрального инсульта с помощью использования теста Тиннети и вегетативных проб, а также оценка риска возможных падений пациента.
Исследования проводились на базе первичного сосудистого центра. Методом случайной выборки отобраны 40 пациентов в остром периоде церебрального инсульта (как ишемического, так и геморрагического), которые поступали в первичное сосудистое отделение после лечения в отделении нейрореанимации на 2 или 3 сутки после возникновения инсульта. Группы составили 24 мужчины и 16 женщин. Средний возраст исследуемых был в пределах: 67 ± 6 лет). Все пациенты были стабильны по витальным функциям, доступны продуктивному контакту. Больным при поступлении в отделение проводились оценка по шкалам NIHSS, Рэнкин и Ривермид. Решение о возможности расширения двигательной активности принималось на основании анализа результатов применяемых вегетативных проб и теста Тиннети. Тест Тиннети представляет собой общий клинический тест для оценки статической и динамической способности к поддержанию баланса, а также оценки возможного риска падений. Он состоит из двух субшкал. Субшкала равновесия включает в себя 9 пунктов, оценивающих равновесие пациента сидя, после вставания, при длительном стоянии, а также при различных осложняющих условиях (закрытые глаза, толчок в грудь, поворот на 360°). Максимальный результат (норма) по субшкале устойчивости составляет 16 баллов. Субшкала ходьбы состоит из 7 пунктов, оценивающих такие характеристики ходьбы, как инициация, длина, ширина, высота шага, непрерывность ходьбы, отклонения от траектории. Максимальный балл по шкале походки составляет 12, суммарный по двум шкалам – 28 баллов. Показатели 24–19 баллов свидетельствуют о наличии риска падений, а менее 19 баллов – о высоком риске падений. При неадекватном вегетативном обеспечении тест Тиннети не проводился. Пациенты велись по I двигательному режиму. Каждый день осуществлялся мониторинг вегетативного обеспечения. Как только вегетативные пробы приходили в норму, проводился тест Тиннети, для оценки риска падений. Если показатели теста Тиннети были 19 и ниже, пациент переводился на II двигательный режим с последующей оценкой по тесту Тиннети в динамике и дальнейшим расширением режима. Если показатели теста были более 19 баллов, пациент переводился на III двигательный режим. Те пациенты, которые при поступлении в стационар были стабильны по общему состоянию при нормальных вегетативных пробах и при оценке по тесту Тиннети более 19 баллов, сразу переводились на III двигательный режим. Оценивалось общее состояние больных, наличие осложнений со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, ухудшение течения основного заболевания, а также наличие падений. Всем пациентам назначалась стандартная медикаментозная терапия, методы пассивной гимнастики, массаж.