По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2110-04

Оправдание подлости, или Метод циника (цифровизация Кортеса)*

Меньшикова Елена Рудольфовна АНО «Новый институт культурологии», Россия, 123056, Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

Насилие, что исповедовал и применял Цезарь к галльским (и прочим) племенам, и что проводил как принцип человеческого существования, и что ввел в обиход не он, и до него успешно применялось в исторической конкретике «происхождения видов», но лишь придумал способ оправдания такой насильственной парадигмы — «записки очевидца», в которых насилие укоренялось обыденностью языка, привыкшего действовать, а не объяснять, разворачивая предметно-образный ряд, и который римская латынь уберегла, растворяя корпус своих глаголов направленного действия в языках индоевропейской группы (английский, испанский, французский, немецкий, португальский, итальянский и прочие языки), меняя принцип мышления, сохранилось как вирус, подготовляя почву для воцарения христианской идеологии: лишая свободы смыслопостижения (обязательного в греческом) и вводя систему соподчинения: verbum — не nominus, узаконивая «агрессивный код», что станет тем summumbonum, что спеленает весь мир, обещая универсальное счастье, что всегда относительно, и применяя «пиратский образ жизни» как гарант нестабильности и невероятного благоденствия, и как системный Хаос, что управляем, являет свою жизнестойкость, как и вирулентность, новому тысячелетию. Разворачиваемый концепт «троянский терроризм» свидетельствует, что Идея, обретя Образ понятия: захват как формальность, владеет обществом на правах суверена, устанавливая свой Принципат, демонстрируя не только квази- и ультраанархическую свободу воли (как догму и credo) каждого, но и вполне марсианские хроники существования в каждом государстве на планете, апеллируя к «множественной единичности» Сознания при тотальном человеческом (гуманистическом) обнищании.

Литература:

1. Гомер. Одиссея / Пер. с др.-греч. В. Жуковского. — Песнь XXII [St. 295, St. 306–309]. — М.: Правда, 1984. — С. 272.

2. Лас Касас Бартоломе. История Индий / Репринт. воспр. изд. 1968 г. — СПб.: Наука, 2007. — С. 234 [Кн. III, гл. 52].

3. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений / Сост. В. Купреянова, Н. Умнова. — М.: Терра, 1996. — С. 75.

4. Кропоткин П.А. Записки революционера. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 283.

5. Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко / Репринт 9-го издания 1914 г. — М.: Эксмо, 2017. — C. 699.

6. Меньшикова Е.Р. Doubleaxe Мифа (дифтонг зонга): Забытая флейта греческой эпиграммы // Оправдание подлости, или Тотальная трансформация «по Фаренгейту» (парадокс циника). Ч. I // Дом Бурганова. — Пространство культуры. — 2020. — № 3. — С. 21–46.

7. Меньшикова Е.Р. К проблеме интерпретаций неологизма «утопия» // Античность как геном европейской и российской культуры. — СПб.: Алетейя, 2016. — С. 237–282.

8. Меньшикова Е.Р. Миф как натуральный обмен (гносеологические аспекты практической лжи) // CredoNew. — 2017. — № 1–3.

9. Меньшикова Е.Р. Натуральный ландшафт философии (политическая рефлексия Гераклита и Аристотеля) // Дом Бурганова. — Пространство культуры. — 2019. — № 4; 2020. — № 1.

10. Меньшикова Е.Р. Парадокс лжеца: возможна ли жизнь вне Сознания, или Критика формального разума // CredoNew. — 2012. — № 1. — С. 258–300.

11. Меньшикова Е.Р. Рецептивное проклятие или терминологический сбой: к проблеме интерпретаций неологизма Т. Мора «Утопия» // CredoNew. — 2012. — № 3–4.

12. Меньшикова Е.Р. Рондо Мифа: «Троянский терроризм» как идея исключительности, или Summumbonum Цезаря: насильем покоряйте мир! // CredoNew. — 2019. — № 2.

13. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм как принципат Обмана, или В объятиях терракотовой саранчи (этимологические надкрылья virtus). Ч. 1–3 // CredoNew. — 2018. — № 3–4; 2019. — № 1.

14. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм как установленный порядок (disciplina), или Кочующий колонат (миссия Мифа в пространстве Т. Мора «Утопия») // Credonew. — 2018. — № 2.

15. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм: условие эволюции или месть колонистов? (к проблеме «свой/чужой») // CredoNew. — 2018. — № 1.

16. Menshikova E.R. Utopia: Reseptive curse or terminological failure — The problem of interpreting the Thomas More’s neologism of utopia / XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life”. Abstracts. — Athens 04–10. August 2013. University of Athens, School of Philosophy University Campus — Zografas.

17. Menshikova E.R. The natural landscape of philosophy (political reflaction of Heraclitus and Aristotle) // 29th International Conference of Philosophy “Greek moral and political philosophy-From Pre-Socratics to Neo-Platonism” (Jule 7–11, 2017, Rhodes). Paper Abstracts. — Rhodes, 2017.

18. Menshikova E.R. The Natural Landscape of Philosophy (The Political Reflection of Heraclitus and Aristotle) // Philosophy Study. — Volume 8. — Number 1. — 2018.

19. Menshikova E.R. Non-Martian Chronicles of Coriolanus: Scene of Dissent, or in Search of the Late Renaissance Empire // 26th SHAKESPEREPEADINGS 2016. 400 Years of Immortality. Paper Abstracts. — September 26–29, 2016. — Moscow.

20. Menshikova E.R. The Troyan Terrorism as an Established Order (Disciplina), or the Nomadic Colonatus (Mission of Mith in the space of Sir Thomas More’s “Utopia”) // International Relations and Diplomacy, February 2018, Volume 6, Number 2 (Serial Number 53).

21. Menshikova E.R. The Trojan Terrorism: Revenge Colonists or Condition of Evolution? (TotheProblem “Your/Alien”) // Philosophy Study. — V. 8. — № 4. — 2018.

22. Пятигорский А. Что такое политическая философия (цикл лекций). — М.: Европа, 2007.

23. Словарь иностранных слов. — 7-е науч.-ред. перераб. изд. — М.: Сирин, 1996. — 608 с.

24. Фрейденберг О.М. Образ и понятие / О.М. Фрейденберг. Миф и литература древности. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — С. 223–622.

25. Цезарь Гай Юлий. Записки о войне с галлами. Книги вторая, третья и четвертая. С введением и комментариями С.И. Соболевского. — [М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1946] / М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. — Неадаптированный текст ].

1. Gomer. Odisseya. Per. s drevnegrech. V. Zhukovskogo. Pesn' XXII [St. 295, St. 306–309]. — M.: Pravda, 1984. — S. 272.

2. Las Kasas Bartolome. Istoriya Indiy. Reprint. vospr. izd. 1968 g. — SPb.: Nauka, 2007. — S. 234 [Kn. III, gl. 52].

3. Kratkiy slovar' latinskikh slov, sokrashcheniy i vyrazheniy / Sost. V. Kupreyanova, N. Umnova. — M.: Terra, 1996. — S. 75.

4. Kropotkin P.A. Zapiski revolyutsionera. — M.: Moskovskiy rabochiy, 1988. — S. 283.

5. Latinsko-russkiy slovar' / O.A. Petruchenko. — Reprint 9-go izdaniya 1914 g. — M.: Eksmo, 2017. — C. 699.

6. Men'shikova Ye.R. Doubleaxe Mifa (diftong zonga): Zabytaya fleyta grecheskoy epigrammy // Opravdaniye podlosti, ili total'naya transformatsiya «po Farengeytu» (paradoks tsinika). Ch. I // Dom Burganova. — Prostranstvo kul'tury. — 2020. — № 3. — S. 21–46.

7. Men'shikova Ye.R. K probleme interpretatsiy neologizma «utopiya» // Antichnost' kak genom yevropeyskoy i rossiyskoy kul'tury. — SPb.: Aleteyya, 2016. — S. 237–282.

8. Men'shikova Ye.R. Mif kak natural'nyy obmen (gnoseologicheskiye aspekty prakticheskoy lzhi) // CredoNew. — 2017. — № 1–3.

9. Men'shikova Ye.R. Natural'nyy landshaft filosofii (politicheskaya refleksiya Geraklita i Aristotelya) // Dom Burganova. — Prostranstvo kul'tury. — 2019. — № 4; 2020. — № 1.

10. Men'shikova Ye.R. Paradoks lzhetsa: vozmozhna li zhizn' vne Soznaniya, ili kritika formal'nogo razuma // CredoNew. — 2012. — № 1. — S. 258–300.

11. Men'shikova Ye.R. Retseptivnoye proklyatiye ili terminologicheskiy sboy: k probleme interpretatsiy neologizma T. Mora «Utopiya» // CredoNew. — 2012. — № 3–4.

12. Men'shikova Ye.R. Rondo Mifa: “Troyanskiy terrorizm” kak ideya isklyuchitel'nosti, ili summumbonum Tsezarya: nasil'yem pokoryayte mir! // CredoNew. — 2019. — № 2.

13. Men'shikova Ye.R. Troyanskiy terrorizm kak printsipat Obmana, ili v ob"yatiyakh terrakotovoy saranchi (etimologicheskiye nadkryl'ya virtus). Ch. 1–3. // CredoNew. — 2018. — № 3–4; 2019. — № 1.

14. Men'shikova Ye.R. Troyanskiy terrorizm kak ustanovlennyy poryadok (disciplina), ili kochuyushchiy kolonat (missiya Mifa v prostranstve T. Mora «Utopiya») // Credonew. — 2018. — № 2.

15. Men'shikova Ye.R. Troyanskiy terrorizm: usloviye evolyutsii ili mest' kolonistov? (k probleme «svoy/chuzhoy») // CredoNew. — 2018. — № 1.

16. Menshikova E.R. «Utopia: Reseptive curse or terminological failure — The problem of interpreting the Thomas More’s neologism of utopia» / XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life”. Abstracts. — Athens 04–10. August 2013. University of Athens, School of Philosophy University Campus — Zografas.

17. Menshikova E.R. The natural landscape of philosophy (political reflaction of Heraclitus and Aristotle). // 29th International Conference of Philosophy “Greek moral and political philosophy-From Pre-Socratics to Neo-Platonism” (Jule 7–11, 2017, Rhodes). Paper Abstracts. — Rhodes, 2017.

18. Menshikova E.R. The Natural Landscape of Philosophy (The Political Reflection of Heraclitus and Aristotle) // Philosophy Study. — Volume 8. — Number 1. — 2018.

19. Menshikova E.R. “Non-Martian Chronicles of Coriolanus: Scene of Dissent, or in Search of the Late Renaissance Empire” // 26th SHAKESPEREPEADINGS 2016. 400 Years of Immortality. Paper Abstracts. — September 26–29, 2016. — Moscow.

20. Menshikova E.R. The Troyan Terrorism as an Established Order (Disciplina), or the Nomadic Colonatus (Mission of Mith in the space of Sir Thomas More’s “Utopia”) // International Relations and Diplomacy, February 2018, Volume 6, Number 2 (Serial Number 53).

21. Menshikova E.R. The Trojan Terrorism: Revenge Colonists or Condition of Evolution? (TotheProblem “Your/Alien”) // Philosophy Study. — V. 8. — № 4. — 2018.

22. Pyatigorskiy A. Chto takoye politicheskaya filosofiya (tsikl lektsiy). — M.: Yevropa, 2007.

23. Slovar' inostrannykh slov. 7-ye nauchno-redakt. pererabot. izd. — M.: Sirin, 1996. — 608 s.

24. Freydenberg O.M. Obraz i ponyatiye / O.M. Freydenberg. Mif i literatura drevnosti. — M.: Izd. firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1998. — S. 223–622.

25. Tsezar' Gay Yuliy. Zapiski o voyne s gallami. Knigi vtoraya, tret'ya i chetvertaya. S vvedeniyem i kommentariyami S.I. Sobolevskogo. — [M.: Izdatel'stvo Literatury Na Inostrannykh yazykakh, 1946] / M.: Russkiy Fond Sodeystviya Obrazovaniyu i Nauke, 2011. — Neadaptirovannyy tekst ].

Статья поступила 13.06.2021

XX в. (и длящаяся первая четверть XXI в.), как яркая иллюстрация нескончаемых войн и перманентных революций, как век мировых и локальных конфликтов, демонстрируя неразрывную связь с античным мифом — словно отражая в своих фасетках все осколки «вечной распри» I в. до н.э., рассыпал зубья мифологий, перекраивая мир и принципы государства, разрушая границы и империи, развязывая новые войны, множа этнические конфликты, сметая ценностные ориентиры, расподобляя сущностное в человеке: лишая и Слова, и Дела. Разгром империй вскрыл Пандоры короб горящей лавой национализма и фундаментализма, что неминуемо потребовали для себя уложений и монархических регалий, в сказ обращая террор, этнические чистки, разбойные банды, романтизируя убийц и пиратов, шлюх и воров — представителей антимира, требующих своей институализации, коммуникативную стратегию культуры пуская вектором расподобления вниз — в антимир, — путая полярные знаки, что и накрывает всякого: важного и пустого — властью Тьмы.

И, прежде чем мысль побежит по древу, позволю Пенелопой — женой скорбящей, но любящей тревожиться сомненьем — вопросить: из чего складывается критерий «научности» сегодня? Неужели из количества ссылок на зарубежные работы (аналоговые, но далеко не тождественные смыслово и сутью)? Ужели числом чужих цитат можно убедить в ‘научности’ своих мыслей (и своих ли)? Как ее распознать/узреть средь расползающихся ужами иных речений, старанием школяра переписываемых скорописью? Словно цитатами стремятся залатать дыры на своей научной мантии. Возможно, беды в обществе оттого, что философы кальдероновой арфе послушны и давно не стыдятся своих ‘прорех’, словно все они Диогены, мучительно теснящиеся в скорлупке своего эго. При этом ратуя за изменения в обществе, мыслители не готовы к пересмотру универсалий и концептов, видимо, страшась признать фатальную константу самого человека, что на протяжении четырех тысячелетий остается упрямо устойчив в своих проявлениях инфантильности и самости, и, по сути, упрощенный праздностью, в системе оптимизированного «всеобуча» человек ‘общества потребления’ оказывается ближе к кроманьонцу, чем к homo sapiens. Заметим, эксплицитные утверждения о явлениях и феноменах, оперирующие терминами, однажды принятыми, но с внедренными ныне измененными смыслами, не способствуют революционным прорывам в научной сфере, но провоцируют стагнацию от прогрессирующего склероза копировальной технологии образовательных методик.

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Оправдание подлости, или Метод циника (цифровизация Кортеса)*. Вопросы культурологии. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: