В современной рыночной ситуации организации, относящиеся к предприятиям внебюджетной сферы, могут самостоятельно устанавливать как формы и системы оплаты труда, так и фонд заработной платы, уровень тарифных ставок и окладов, их дифференциацию по категориям персонала с учетом специфики самой компании.
Определение оптимальной модели организации оплаты труда зависит от целого ряда факторов: особенностей отрасли, размера предприятия, структуры управления компанией; выбранной стратегии и тактики; состава персонала, его мотивов и, кроме того, от политики руководства в области вознаграждения персонала. Таким образом, оптимальная модель заработной платы может быть выявлена только при анализе всех вышеперечисленных аспектов. Но в любом случае в основе реформирования организации оплаты труда должны быть следующие положения:
• в первую очередь, выявление того, должна ли заработная плата работников организации соответствовать рыночной ставке, либо быть выше нее, либо ниже. Отметить, что, если заработная плата окажется значительно выше рыночной, то будет перерасход фонда оплаты труда, а, если ниже, то квалифицированные специалисты будут увольняться;
• во‑вторых, система стимулирования должна заинтересовывать персонал в достижении тех результатов, которые соответствуют показателям бизнес-плана. Если же происходит корректировка плановых показателей, а система мотивации и стимулирования в организации не меняется, то она может снизить свою эффективность воздействия на сотрудников;
• определение нормативных документов для тарификации работ и дифференциации тарифных ставок и окладов в зависимости от сложности выполняемой работы. В этом случае должны быть прописаны четкие критерии, иначе возможна ситуация, при которой сотрудники, выполняющие работу одинаковой сложности, ответственности, физических и умственных усилий, получают различные тарифные ставки, а это становится фактором демотивации (если установлена более низкая ставка);
• поскольку каждое структурное звено выполняет специфические функции, постольку система стимулирования должна адекватно их отражать, что должно выражаться в дифференцированном подходе в этом вопросе к основному и вспомогательному производству, административноуправленческому аппарату;