Важнейшим фактором успеха деятельности любой, в том числе транспортной, компании является труд человека. Наиболее многочисленной категорией работников автотранспортного предприятия, принимающей участие в транспортном процессе, выступают работники, в основном занятые во вспомогательном производстве, — водители и ремонтные рабочие. В современных неблагоприятных условиях мирового кризиса автотранспортные предприятия не могут себе позволить нерационально использовать рабочее время, содержать персонал, который загружен не полностью. Чтобы добиться эффективного использования рабочего времени, необходимо уделять особое внимание производительности труда водителей и ремонтных рабочих, сокращать потери их рабочего времени.
В рабочее время водителей входит время:
● управления автомобилем, не превышающее 9 ч в день;
● кратковременных остановок для отдыха продолжительностью не менее 15 мин;
● выполнения подготовительно-заключительных работ;
● медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии;
● простоев не по вине водителя;
● стоянки в пунктах разгрузки и погрузки грузов;
● устранения возникших неисправностей автомобиля во время работы на линии;
● охраны груза и автомобиля, предусмотренное в трудовом договоре, заключенном с водителем.
Проведению ремонтными рабочими технического обслуживания автомобилей присуще множество специфичных элементов, которые почти не встречаются у других категорий рабочих.
В первую очередь это высокий процент ручного труда. Применение механизированных инструментов (электрических талей, подъемников, кранблоков, тельферов и т. д.) не исключает необходимости выполнения вручную большей части работ по поддержанию работоспособности автомобиля.
Нормативная база труда работников транспорта регулируется Трудовым кодексом РФ, в котором рассматриваются вопросы продолжительности рабочего времени и дисциплины работников, непосредственно связанные с управлением транспортных средств.