По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01 DOI:10.33920/med-17-2012-01

Оплата медицинской помощи на основе подушевых нормативов: организация и бухгалтерский учет

Домбровская Елена Николаевна канд. экон. наук, доцент департамента аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: Den242@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3298-4337

Статья посвящена особенностям организации и бухгалтерского учета оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями. Выделены тенденции реформирования системы оплаты медицинской помощи, к которым относится использование подушевой формы оплаты на принципах фондодержания. Проведен обзор действующей нормативной базы в области финансового обеспечения оказания медицинской помощи. На основании анализа моделей подушевого финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи в субъектах РФ отмечена их недостаточная нацеленность на достижение конечных результатов. В статье рассмотрены организационный механизм и механизм бухгалтерского учета оплаты медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 (ред. от 05.06.2020) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (ред. от 09.04.2020) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (зарегистрирован в Минюсте России 17.05.2019 № 54643) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Письмо Минздрава России № 11-7/и/2-11779, ФФОМС № 17033/26-2/и от 12.12.2019 (ред. от 07.04.2020) «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Зарипова М. Новые Правила обязательного медицинского страхования // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 7. — С. 14–23.

5. Мартьянова Н. ОМС в условиях пандемии. Реализованные возможности, проблемы и перспективы // Современные страховые технологии. — 2020. — № 3. — С. 12–17.

6. Томпсон С., Фубистер Ф., Моссиалос Э. Финансирование здравоохранения в Европейском союзе. Проблемы и стратегические решения / Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения, ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. — 2010. — 270 с.

1. Decree of the government of the Russian Federation of 07.12.2019 № 1610 (ed. from 05.06.2020) “On The program of state guarantees of free medical care for citizens for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022” // SPS ConsultantPlus.

2. The order of the Ministry of health of Russia from 28.02.2019 № 108n (ed. by 09.04.2020) “On approval of Rules of obligatory medical insurance” (Registered in Ministry of justice of Russia 17.05.2019 № 54643) // SPS ConsultantPlus.

3. Letter of the Ministry of health of the Russian Federation № 11-7/I/2-11779, FFOMS № 17033/26-2/I dated 12.12.2019 (ed. from 07.04.2020) “On methodological recommendations on ways to pay for medical care at the expense of mandatory medical insurance” // SPS ConsultantPlus.

4. Zaripova M. New rules of compulsory medical insurance // Healthcare institutions: accounting and taxation. 2019. № 7. Pp. 14–23.

5. Martianova N. OMI in the context of a pandemic. Implemented opportunities, challenges and prospects // Modern insurance technologies. 2020. № 3. Pp. 12–17.

6. Thompson S., Fubister F., Mossialos E. Health financing in the European Union. Problems and strategic solutions / European Observatory on health systems and policies, who. World health organisation. — 2010. — 270 p.

В настоящее время в мировой практике существуют две основные схемы финансирования первичной медико-санитарной помощи:

— подушевое финансирование, когда «деньги следуют за пациентом». Такая схема применяется в Чехии, Испании, Эстонии, Венгрии, Польше. В Великобритании врач общей практики может быть фондодержателем, на его счет поступают деньги, и он расплачивается за все виды услуг — консультацию, госпитализацию и т.д.;

— гонорарный способ оплаты за фактически выполненные услуги, объемы оказанной медицинской помощи по установленным тарифам. Подобная схема применяется в Бельгии, Франции, Финляндии, Греции, Люксембурге, Германии и др.

В некоторых странах используется сочетание подушевого финансирования и оплаты за фактически выполненные объемы. Такой подход применяется в Италии, Дании, Ирландии, Швеции, Словении. В Великобритании в дополнение к подушевому финансированию гонорарными методами могут оплачиваться услуги по планированию семьи, родовспоможению, освидетельствованию здоровья отдельных категорий населения (водителей транспорта, полицейских и др.), профосмотры вновь прикрепившихся пациентов, консультации по вопросам профилактики заболеваний, за выполнение нескольких вакцинаций или иммунизации, за визит в ночное время и др. [6].

Отечественную модель оплаты первичной медико-санитарной помощи в виде подушевого финансирования в сочетании с оплатой объема оказанных услуг условно можно отнести ко второму этапу реформ здравоохранения в Евросоюзе, однако низкий уровень ее финансовой обеспеченности и ответственности за объем и качество оказанных услуг порождает массу специфических проблем — тотальные приписки, сокращение реально необходимого объема услуг и др.

Обзор существующих разнообразных моделей финансирования медицинской помощи позволяет сделать вывод, что идет постоянный поиск наиболее оптимальной модели, позволяющей за счет эффективного использования имеющихся ресурсов обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь.

Для Цитирования:
Домбровская Елена Николаевна, Оплата медицинской помощи на основе подушевых нормативов: организация и бухгалтерский учет. Бухучет в здравоохранении. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: