В настоящее время в мировой практике существуют две основные схемы финансирования первичной медико-санитарной помощи:
— подушевое финансирование, когда «деньги следуют за пациентом». Такая схема применяется в Чехии, Испании, Эстонии, Венгрии, Польше. В Великобритании врач общей практики может быть фондодержателем, на его счет поступают деньги, и он расплачивается за все виды услуг — консультацию, госпитализацию и т.д.;
— гонорарный способ оплаты за фактически выполненные услуги, объемы оказанной медицинской помощи по установленным тарифам. Подобная схема применяется в Бельгии, Франции, Финляндии, Греции, Люксембурге, Германии и др.
В некоторых странах используется сочетание подушевого финансирования и оплаты за фактически выполненные объемы. Такой подход применяется в Италии, Дании, Ирландии, Швеции, Словении. В Великобритании в дополнение к подушевому финансированию гонорарными методами могут оплачиваться услуги по планированию семьи, родовспоможению, освидетельствованию здоровья отдельных категорий населения (водителей транспорта, полицейских и др.), профосмотры вновь прикрепившихся пациентов, консультации по вопросам профилактики заболеваний, за выполнение нескольких вакцинаций или иммунизации, за визит в ночное время и др. [6].
Отечественную модель оплаты первичной медико-санитарной помощи в виде подушевого финансирования в сочетании с оплатой объема оказанных услуг условно можно отнести ко второму этапу реформ здравоохранения в Евросоюзе, однако низкий уровень ее финансовой обеспеченности и ответственности за объем и качество оказанных услуг порождает массу специфических проблем — тотальные приписки, сокращение реально необходимого объема услуг и др.
Обзор существующих разнообразных моделей финансирования медицинской помощи позволяет сделать вывод, что идет постоянный поиск наиболее оптимальной модели, позволяющей за счет эффективного использования имеющихся ресурсов обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь.