В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Законодательного определения понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы.
Однако содержание указанных понятий не раскрывает. Следовательно, отнести ту или иную работу к разъездной, подвижной или работе в пути работодатель и работник должны сами при заключении трудового договора, принимая во внимание утвержденные соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом перечни работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной или подвижной характер (ст. 57 и 168.1 ТК РФ).
В рассматриваемой ситуации работа водителя, на наш взгляд, носит разъездной характер и одновременно осуществляется в пути. Если работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, то соответствующее условие в обязательном порядке вносится в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
При этом отметим, что отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или, соответственно, отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников.
Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т. д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически.