По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2409-01

Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки: страницы истории и современность*

Маркова Татьяна Николаевна ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, д. 69, E-mail: tn_markova@inbox.ru, ORCID: 0000-0001-7911-2424
Бильченко Евгения Витальевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: bilcenkoevgenia279@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9662-0594

В статье с опорой на труды современных культурологов, музыковедов, литературоведов и критиков рассматриваются история судьбоносного знакомства М. Глинки с А. Пушкиным, рождения оперы «Руслан и Людмила», причины неуспеха первой ее постановки и современные режиссерские решения спектакля. Волшебная национальная поэма-сказка А. Пушкина «Руслан и Людмила», несмотря на нападки критиков, пользовалась огромным успехом у современников. Пушкинский сюжет привлек Глинку тем, что открывал широкий простор его мелодическому дарованию. Глинка прислушался к пожеланиям Пушкина и создал яркий спектакль с танцевальными эпизодами, оригинальными сценическими решениями, лирической линией и подчеркнутой самобытностью русских образов пушкинской поэмы. При этом Глинка отверг пушкинскую иронию, насквозь пронизывающую поэму, и сочинил волшебное произведение, в котором доминирует музыка. В итоге мы имеем пушкинский сюжет в отсутствие пушкинского слова. Об опере «Руслан и Людмила» спорят без малого 200 лет, существует несколько редакций музыки, в статье предложено обратить внимание на две новейшие постановки: спектакль Большого театра (режиссер Д. Черняков) и постановку Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки (режиссер В. Кейш).

Литература:

1. Базунов С.А. М.И. Глинка: Его жизнь и музыкальная деятельность: биогр. очерк [Электронный ресурс]. — URL: Cистема онлайн-просмотра (rsl.ru) (дата обращения: 04.07.2024).

2. Барсукова Л. Александр Пушкин и Михаил Глинка [Электронный ресурс]. — URL: Стихи.ру (stihi.ru) (дата обращения: 04.07.2024).

3. Бонди С.М. Комментарий к поэме «Руслан и Людмила» / А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10 т. — М.: Гослитиздат, 1960. — Т. 3. — 543 с.

4. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка (1804–1857). — М.: Музыка, 1982. — 216 с.

5. Глаголев А.Г. Руслан и Людмила // Вестник Европы. — 1820. — № 11.

6. Глинка М. Руслан и Людмила. Опера. Большой театр. Постановка Д. Чернякова [Электронный ресурс]. — URL: поиск «Яндекса» по видео (yandex.ru) (дата обращения: 04.07.2024).

7. Дмитриев И.И. Вяземскому П.А., письмо от 20 октября 1820 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Письма_(Дмитриев)/Версия_2 (дата обращения: 04.07.2024).

8. Крылова М. На основной сцене Большого театра прошла первая премьера — опера «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова [Электронный ресурс]. — URL: Газета.Ru (gazeta.ru) (дата обращения: 04.07.2024).

9. К челябинскому зрителю возвращаются «Руслан и Людмила» [Электронный ресурс]. — URL: https://news.rambler.ru/community/48449869/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 04.07.2024).

10. Морсова Н. Пушкин и Глинка. Часть 2. «Все бессмертные в небесах...» К 225-летию А.С. Пушкина. К 220-летию М.И. Глинки [Электронный ресурс]. — URL: Проза.ру (proza.ru) (дата обращения: 04.07.2024).

11. На челябинскую сцену возвращается опера «Руслан и Людмила» | Челябинский театр оперы и балета [Электронный ресурс]. — URL: https://www.chel.kp.ru/daily/24567.4/739997/ (дата обращения: 04.07.2024).

12. Полевой К.А. Некролог Пушкина // Живописное обозрение. — 1837. — Ч. III.

13. «Руслан и Людмила». 24.04.2024. Театр «Оперный театр». Спектакль в Челябинске [Электронный ресурс]. — URL: Челгид (chel.guide) (дата обращения: 04.07.2024).

14. Фролов С. «Не пой, красавица, при мне...»: Глинка, Рахманинов и все, все, все... // Материалы I научного собрания памяти С.В. Рахманинова. — Тамбов, 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://thecellist.ru/glinka-i-pushkin-istoriya-druzhby-dvuh-geniev/ (дата обращения: 04.07.2024).

15. Чешихин Вс. История русской оперы: 1674–1903. Репринтное издание 1905 г. — СПб.: Альфарет, 2014. — 652 с.

16. Эйдельман Н.Я. Пушкин и Карамзин. Из истории взаимоотношений / А.С. Пушкин. Исследования и материалы. — М.: Наука, 1986. — Т. 12. — С. 343–354.

1. Bazunov S.A. M.I. Glinka: Ego zhizn’ i muz. deyatel'nost’: biogr. ocherk. URL: Cistema onlajn-prosmotra (rsl.ru) (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

2. Barsukova L. Aleksandr Pushkin i Mihail Glinka. URL: Stihi.ru (stihi.ru) (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

3. Bondi S.M. Kommentarij k poeme «Ruslan i Lyudmila» // Pushkin A.S. Sobr. soch.: v 10 t. — Moscow: Goslitizdat, 1960. — T. 3. — 543 с.

4. Vasina-Grossman V.A. Mihail Ivanovich Glinka (1804–1857). — Moscow: Muzyka, 1982. — 216 s.

5. Glagolev A.G. Ruslan i Lyudmila // Vestnik Evropy. — 1820. — № 11.

6. Glinka M. Ruslan i Lyudmila. Opera. Bol’shoj teatr. Postanovka D. Chernyakova. URL: poisk Yandeksa po video (yandex.ru) (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

7. Dmitriev I.I. Vyazemskomu P.A., pis’mo ot 20 oktyabrya 1820 g. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Письма_(Дмитриев)/Версия_2 (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

8. Krylova M. Na osnovnoj scene Bol’shogo teatra proshla pervaya prem’era — opera «Ruslan i Lyudmila» v postanovke Dmitriya Chernyakova. URL: Gazeta.Ru (gazeta.ru) (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

9. K chelyabinskomu zritelyu vozvrashchayutsya «Ruslan i Lyudmila». URL: https:// news.rambler.ru/community/48449869/?utm_content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

10. Morsova N. Pushkin i Glinka. Chast' 2. «Vse bessmertnye v nebesah...» K 225-letiyu A.S. Pushkina. K 220-letiyu M.I. Glinki. URL: Proza.ru (proza.ru) (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

11. Na chelyabinskuyu scenu vozvrashchaetsya opera «Ruslan I Lyudmila» | Chelyabinskij teatr opery i baleta. URL: https://www.chel.kp.ru/daily/24567.4/739997/ (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

12. Polevoj K.A. Nekrolog Pushkina // Zhivopisnoe obozrenie. — 1837. — Ch. III.

13. «Ruslan i Lyudmila». 24.04.2024. Teatr «Opernyj teatr». Spektakl’ v Chelyabinske. URL: Chelgid (chel.guide) (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

14. Frolov S. «Ne poj, krasavica, pri mne...»: Glinka, Rahmaninov i vse, vse, vse... // Materialy I nauchnogo sobraniya pamyati S.V. Rahmaninova. Tambov, 2015. URL: https://thecellist.ru/ glinka-i-pushkin-istoriya-druzhby-dvuh-geniev/ (Data obrashcheniya: 04.07.2024).

15. Cheshihin Vs. Istoriya russkoj opery: 1674–1903. — Reprintnoe izdanie 1905 g. — St. Petersburg: Al’faret, 2014. — 652 s.

16. Ejdel’man N.Ya. Pushkin i Karamzin. Iz istorii vzaimootnoshenij // A.S. Pushkin. Issledovaniya i materialy. — Moscow: Nauka, 1986. — T. 12. — S. 343–354.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2801839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 25.07.2024.

Современный культурологический подход позволяет традиционному научному знанию предстать в их единстве и дополнительности. В итоге некое культурное явление — музыкальное, литературное, живописное, скульптурное, театральное и др. — предстает в его полноте и многоаспектности, предлагается в ракурсе масштабного стереоскопического видения. Именно такой подход и позволит взглянуть на явления двух или даже трех разных искусств (музыкального, литературного, сценического) в рамках единого пространства.

В жизни А. Пушкин и А. Глинка общались немного, но стихи и музыка соединили их имена навеки. Критик В. Стасов писал: «Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский язык: один — в поэзии, другой — в музыке» [14].

На протяжении творческой жизни композитор написал 10 романсов на стихи Пушкина, среди них: «Признание», «Я здесь, Инезилья», «Не пой, красавица, при мне», «Ночной зефир» и др. Романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина стали воплощением единства двух величайших гениев русской культуры. Широко известно, но от этого не менее удивительно пересечение их судеб в истории стихотворения «Я помню чудное мгновенье» и одноименного романса [2].

Первое знакомство Глинки с Пушкиным, как отмечают биографы, состоялось во время учебы Михаила Ивановича в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге [1; 4]. Вместе с ним в пансионе учился младший брат Александра Сергеевича Лев. Воспитателем Михаила был лицейский друг Пушкина В.К. Кюхельбекер.

Пушкин с увлечением следил за творчеством композитора, был, безусловно, в курсе замысла оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), после премьеры которой Пушкин напишет: «Слушаю сию новинку: / Зависть, злобой омрачась, / Пусть скрежещет, но уж Глинку / Затоптать не может в грязь» [10].

Для Цитирования:
Маркова Татьяна Николаевна, Бильченко Евгения Витальевна, Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки: страницы истории и современность*. Вопросы культурологии. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: