Организация Объединенных Наций, созданная 75 лет тому назад по итогам Второй мировой войны, остается центральной глобальной организацией современности. Устав ООН и сегодня является нормативным документом международного права, основой легитимности принятия решений по поддержанию мира и укреплению международной безопасности. Устав ООН имеет первостепенное значение для установления правовых норм в отношениях между государствами. Универсальная компетенция, широкий представительный состав Организации повышают ответственность постоянных членов Совета Безопасности ООН за последствия своих действий в условиях глобализации. Полицентричность состава Совета Безопасности ООН и право вето предотвращают принятие односторонних решений, что позволяет соблюдать «баланс сил» в мире и урегулировать международные региональные конфликты политическими методами. Таким образом, ООН — это универсальная организация по своей компетенции, членскому составу и легитимности. Другие организации могут лишь дополнять ООН, но не могут ее заменить. ООН — это основа легитимности современного миропорядка на основе принципов Устава ООН. «Организация Объединенных Наций — структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности» [1], — заявил президент РФ В. В. Путин. Однако на этапе формирования нового миропорядка в XXI в. определяющее значение Организации Объединенных Наций требует постоянного подтверждения.
Творцами ООН явились страныпобедители: СССР (Россия), США и Великобритания. Основы ООН были заложены на Ялтинской конференции «Большой тройки» (4–11 февраля 1945 г.). Подписание Устава ООН (26 июня 1945 г.) на конференции в Сан-Франциско — особая веха, которая, с одной стороны, ознаменовала итог долгой подготовительной работы, а с другой — начало нового рубежа, связанного с ратификацией Устава ООН как главной основы международного права. ООН и сегодня остается уникальным координирующим центром принятия решений по ключевым международным проблемам.
Юридически Россия является страной-учредителем ООН с 24 октября 1945 г. (сначала через посредство СССР), вместе с другими первоначальными членами Организации — США, Великобританией, Францией, Китаем, а также Украинской ССР и Белорусской ССР, получившими в ООН отдельное членство с момента создания Организации. Законные права России как государства-правопреемника СССР перешли к ней не автоматически, а в сложной политической борьбе. Возражая против получения Россией всех привилегий великой державы-основателя ООН и препятствуя в передаче ей места постоянного члена Совета Безопасности, оппоненты (причем не только западные, но и бывшие советские республики, которые вступили в Организацию в качестве равноправных членов только благодаря России, выражавшей общее согласованное мнение всего СССР) в своем неприятии России формально ссылались именно на те принципы, которые первоначально были выработаны и заложены в Устав ООН — основу международного права — при решающем участии СССР (России). Они настаивали, чтобы Россия после распада СССР вступала в ООН заново, теряя при этом все права государства-учредителя Организации. Тем самым они старались оттеснить Россию — ведущую ядерную державу — на второстепенные роли в решении ключевых проблем развития мировых процессов, воспользовавшись ее временными трудностями.