Рост рынка FMCG в онлайне составил 32,2% в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Частота покупок онлайн также увеличилась — на 21%. Ровно половина россиян (50%) в 2018 году покупали товары повседневного спроса онлайн. Рост онлайн-покупок FMCG-товаров заметен в различных категориях (см. рис.) — продукты питания (40%), фреш (51,2%), непродовольственные товары (31,2%), одежда (13,2%).
Стоит отметить, что значительно выросшие объемы продаж продуктов питания онлайн стали драйверами роста всей интернет-торговли. Рынок старается своевременно реагировать на подобные изменения. В частности, в категории продуктов питания начинает работать непродуктовый ритейл — Ozon.ru, Wildberries, «Юлмарт», «Комус» и др. Кроме того, выходят в онлайн продуктовые ритейлеры офлайн-рынка. Эту стратегию используют такие сети, как «Ашан», «Перекресток», «Азбука вкуса», «О’Кей».
Для удобства покупателям также предлагается совмещение онлайн-заказов и офлайн-каналов получения таких заказов («Перекресток», «Мясновъ»).
Трансформация современного покупателя продолжится вместе с развитием новых технологий, которые существенно изменят жизнь покупателей и рынка
Включение омниканальных возможностей становится для многих ритейлеров логичным продолжением развития интернет-продаж. Помимо того что ритейлеры предоставляют возможность забрать интернет-заказ в магазине, многие все чаще вводят услугу выбора товаров из ассортимента обычного магазина с возможностью их доставки на дом или «до двери». Это тоже работа интернет-магазина и его дополнительных сервисов.
«Также нельзя не отметить и развитие мобильной коммерции. 61% пользователей Интернета выходят в него со смартфона. С помощью смартфонов же почти половина россиян совершает все покупки в Сети. Большинство заказов еды на дом также совершаются со смартфонов — 81% заказов идет через мобильные приложения», — говорится в исследовании холдинга «Ромир».
Развитие технологий со временем ведет к их внедрению в нашу жизнь, чем стараются воспользоваться игроки рынка. Уже сейчас искусственный интеллект может распознать бренд одежды по фото (Sarafan AI), технология AR (Augmented Reality — дополненная реальность) позволяет «примерить» мебель в вашей квартире (IKEA) или посмотреть, как будет смотреться тот или иной макияж (L’Oreal), оплачивать покупки можно со смартфона по отпечатку пальца (Apple / Google Pay), а кредит можно взять, не выходя из дома.