По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.026

Онлайн-обучение: обеспечение дидактических принципов результативности, качества, субъектности*

Косинова Оксана Анатольевна доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: kosinova1967@rambler.ru

В современном российском образовании происходят изменения, заставляющие по-иному взглянуть на его ключевые характеристики — содержание образования, организацию обучения, принципы управления. Статья посвящена историческим аспектам онлайн-обучения, в частности генеалогии МООКов и их связи с подходом к образованию «педагогики участия». Появление МООК вполне закономерно и соответствует общему движению педагогической мысли и социального развития. По аналогии с понятием «воспринимаемое качество жизни» в статье предлагается понятие «воспринимаемое качество образования».

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2012. — Федеральный выпуск № 5976. — 31 декабря. — URL: http://www. rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2015).

2. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. — 2013. — № 3. — С. 148–155. — URL: http://bugaychuk.blogspot.de/2013/06/blog-post_22.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2015).

3. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: ПедагогикаПресс, 2000.

4. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ. — М.: Республика, 2003.

5. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. — М.: ООО «Дом педагогики», 2006.

6. Макаров В.С. Массовые открытые онлайн-курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов // Образовательные технологии. — 2014. — № 2.

7. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

8. Сакоян А. Ликбез XXI века [Электронный ресурс] // Полит.ру. — 30 января. — URL: http://polit.ru/article/2014/01/30/education/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2015).

9. Report on web skills survey. Support services to foster Web Talent in Europe by encouraging the use of MOOCs focused on web talent. D1.1. — First Interim Report. (2014) [Электронный ресурс] // Open Education Europa. — URL: http://openeducationeuropa.eu/sites/default/fi les/MOOCs-for-web-skillssurvey-report.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2015).

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-06-12034в

Реформирование отечественного образования пронизывает все его уровни. Высшая школа, отвечая на возрастающий социальный заказ, стремится к совершенствованию образовательных услуг, в том числе с помощью внедрения новых обучающих средств. Одним из них в последние годы стало онлайн-обучение, в частности массовые открытые онлайн-курсы (далее — МООК), дидактический потенциал которых находится в стадии изучения и активного обсуждения педагогическим сообществом. Согласно определению Еврокомиссии, МООК — это открытый для любого слушателя, бесплатный, фиксированный во времени онлайн-курс, формирующийся в логике учебной дисциплины, предполагающий интерактивное взаимодействие между студентами и преподавателями, а также студентами между собой, стимулирующий последних к созданию обучающих сообществ [9].

Большинство авторов публикаций на тему онлайн-обучения сходятся в трактовке данного феномена как обучающей технологии [5, с. 35; 8]. Опыт западных вузов показывает, что, возникнув как новая форма обучения, МООКи предполагают переосмысление не только организации учебного процесса и методов преподавания, но также и принципов отбора и распределения учебного содержания. Как дидактическое новшество, внедрение МООК предполагает изменение и содержательных, и организационных условий обучения, то есть относится к системе педагогической деятельности.

Качество образования, трактуемое как социальное благо и показатель результативности образовательной деятельности, может служить наиболее общим критерием оценки новаций в сфере образования. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Нормативное определение данного понятия включает в себя два смысла: соответствие содержанию государственных документов и соответствие потребностям заказчиков образовательных услуг. Онлайн-обучение, как и прочие новшества в сфере образования, зачастую рассматривается в аспекте априорной амбивалентности данного подхода. Между тем снятие возможных противоречий между потребностями населения и нормативным пониманием качества образования — это и есть важнейшая задача педагогического менеджмента.

Для Цитирования:
Косинова Оксана Анатольевна, Онлайн-обучение: обеспечение дидактических принципов результативности, качества, субъектности*. Ученый совет. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: