Архивный фонд Омской области составляет 3,2 млн дел, 75 % которых хранится в Историческом архиве и его филиале в г. Таре, остальные — в 33 муниципальных архивах. Работу по пополнению, сбережению этого массива документальных свидетельств истории региона, а также их использованию и созданию должных для этого условий выполняют 250 архивистов. Об этом главный редактор журнала «Отечественные архивы» Т. И. Бондарева беседует с начальником Архивного управления Министерства культуры Омской области Галины Растягаевой.
— Галина Ивановна, Вы, успешно защитив кандидатскую диссертацию, не пошли по научной стезе, а стали чиновником. Не оказала ли влияния на выбор тема Вашего диссертационного исследования — «Чиновничий аппарат Главного управления Западной Сибири: 1822–1882 гг. »?
— По окончании исторического факультета Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского мне хотелось профессионально заниматься наукой, открывать тайны прошлого. Но судьба распорядилась иначе, в 1988 году профессор А. П. Толочко, заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории Омского университета, на которой я специализировалась с первого курса и где защищала диплом, предложил мне составить протекцию в трудоустройстве в Государственный архив Омской области. Я согласилась, наивно полагая, что архив — это документы, а документы — это кладезь информации для исторических исследований и у меня будет возможность беспрепятственно этим заниматься. Только вот пришлось осваивать ГОСТы и другие неувлекательные нормативные документы по делопроизводству и архивному делу, вникать в премудрости налаживания взаимодействия с организациями — источниками комплектования, консультировать представителей организаций — одним словом, заниматься не прошлым, а настоящим.
А мысли о написании диссертации вновь вернулись ко мне в начале 2000-х. К этому времени я уже возглавляла отдел комплектования, ведомственных архивов и делопроизводства. Профессор Ю. А. Сорокин предложил взять за основу фундаментальный фонд Главного управления Западной Сибири и проработать по нему одно из направлений. Таким направлением стал для меня чиновничий аппарат, в руках которого находились властные полномочия по надзору за управлением территорией двух губерний, Тобольской и Томской, а также входивших в состав генерал-губернаторства степных территорий.