Закон ограничивает возраст ребенка, который может выступать на манеже, и жанры, в которых разрешено использовать труд детей. Особые требования предъявляются к технике безопасности и документам, которые необходимы, чтобы заключить с несовершеннолетним трудовой договор.
Участие в представлениях детей и подростков – цирковая необходимость. Объяснение этому находим в истории. Изначально артисты цирка гастролировали семьями и стремились сохранить все заработанные средства в семье. Работу организовывали по династическому принципу, крайне неохотно допускали к ней людей не своего круга.
Еще одна причина, по которой в цирке используют детский труд, – ученичество. Когда специализированных учебных заведений, которые готовили бы цирковых артистов, не было, артисты передавали накопленные знания и опыт от отца к сыну, от матери к дочери и т.д.
С появлением специализированных учебных заведений практическая составляющая осталась основой обучения профессионального артиста цирка, следовательно, метод ученичества сохранился1. Кроме того, часть цирковых жанров, например дрессуру и все конные поджанры преподавать в учебных цирковых заведениях невозможно. Поэтому ученичество как способ преподавания цирковой профессии будет актуальным и в ближайшем будущем.
Другая причина – стремление ускорить процесс профессионализации, чтобы ребенок не только обучался цирковому ремеслу, но и зарабатывал деньги. Под детей-артистов даже формировались специальные цирковые номера: «икарийские игры», «кукла», «каучук» и др.
В России до 1970-х годов детей часто привлекали к полноценной цирковой работе. Новый КЗОТ, принятый в 1971 году, запретил нанимать на работу лиц моложе 15 лет.
Для Союзгосцирка использование детского и подросткового труда во второй половине ХХ века не было нормой, но и не рассматривалось как грубое нарушение КЗОТ. Руководство цирковой системы страны и профсоюзная организация отрасли смотрели на подобную практику снисходительно и считали ее специфической особенностью циркового искусства.